Варшава поразила ветеранов отказом отмечать 75-летие освобождения
Дату начала войны, когда войска Гитлера оккупировали города и убивали мирных жителей, вспоминают, а вот тех, кто отдал жизни за их свободу, предпочитают забыть. Что о таком решении властей думают сами поляки, узнал наш обозреватель Алексей Лазуренко. Он передает из Варшавы.
На Замковой площади Варшавы британским туристам сегодня скорее расскажут о величии короля Сигизмунда. И не слова не скажут о Победе. Столица Польши в эти дни была освобождена от фашизма. Но об этом не вспомнят даже пенсионеры, что наблюдают за сменой почетного караула.
Павших за родину героев Варшава вспоминает у могилы Неизвестного солдата времен Первой мировой. Только на этой неделе никаких официальных торжеств здесь не будет. В мэрии напомнили: день освобождения Варшавы уже несколько лет назад - неофициальная дата.
В Варшаве о том дне теперь не напоминают даже памятники. Здесь, например, с 45-го стоял монумент советско-польскому братству по оружию. Но 8 лет назад под площадью начали строить ветку метро. Памятник убрали. И возвращать назад уже не стали.
"Его называли “Памятник четверым спящим” - из-за позы солдат. Они стояли вытянутыми по стойке, и казалось, что спят. Когда провели опрос, большинство жителей города высказались за возвращение памятника. Он был важным объектом архитектуры этого места", - говорит политолог Томаш Янковский.
“Четверо спящих” пополнили список новой польской войны с монументами солдату-освободителю. В российском посольстве посчитали: за пять лет борьбы с декоммунизацией власти снесли около сотни памятников тем, кто освобождал страну от фашизма.
"Пытаются из истории вымазать все хорошее, что исходило от России. Подорвать ясные представления о том, кто реально вынес главную тяжесть войны с фашизмом. И кому народы Европы обязаны испытывать чувство благодарности", - говорит чрезвычайный и полномочный посол РФ в Республике Польша Сергей Андреев.
А ведь благодарить за что было. На берегах Вислы и Одера Красная армия оставила 477 тысяч бойцов.
В сентябре 44-го войска обосновались на левом берегу Вислы - заняли варшавский район Прага. О масштабах трагедии по другую сторону реки миру еще только предстояло узнать.
Немым укором прямо посреди жилых домов - фрагмент стены варшавского гетто. Ею оккупанты отгородились от еврейских кварталов. 450 тысяч человек остались за этой стеной. Почти никто из них не выжил. А позже гетто и вовсе сравняли с землей.
Потом было восстание подконтрольных лондонскому правительству в изгнании. Погибли 20 тысяч повстанцев. И двести тысяч мирных варшавян. Гитлер приказал сравнять город с землей.
"Тишина. Только горит. Тут горит, там горит, там горит. Нет людей, даже собаки нет, кота нет. Город был живой? Нет, мертвый город", - говорит ветеран Второй мировой войны Эугенюш Скжыпек.
Пан Скжыпек - боец первой армии войска польского. Ей выпала честь войти в Варшаву. В свои 96 лет ветеран вспоминает, как ранили, уже под Берлином. Как продал трофейное авто, чтобы купить шампанское на свою свадьбу. И как среди обломков старой Варшавы увидел разрушенную библиотеку.
"Болото, снег перемешан, и эти книги разбросаны. Это было страшно. Я сегодня даже не могу вспомнить, почему это было страшно, а не страшно было, что Варшава разрушена", - говорит Эугенюш Скжыпек.
Вновь отстроенной Варшаве подвиг бойца как бы и не нужен. Накануне юбилейной даты Сейм Польши принимает резолюцию. В ней черным по белому: “в развязывании Второй мировой Советский Союз виновен не меньше Германии”. Из депутатов общей эйфории насчет такой бумаги не поддался только Януш Корвин-Микке. Он уверен: в резолюции больше политики, чем защиты национальных интересов.
"В Польше есть люди, которые не любят Россию. Просто так. Они это впитали с молоком матери. А некоторые не любят Россию потому, что им в Вашингтоне приказали", - говорит депутат Сейма Республики Польша Януш Корвин-Микке.
Поэтому власть об исторической дате предпочитает не вспоминать. И к могилам боевых товарищей в эти дни потянутся лишь ветераны. У которых День освобождения Варшавы просто отняли.