Политологи объяснили, в чем значимость продления СНВ-3
Весь мир сейчас анализирует итоги первого телефонного разговора президентов России и США после смены власти в Америке. Путин и Байден смогли достичь важной договоренности, которую уже называют большим шагом в сохранении мировой стабильности.
Если точнее - они сохранили единственный оставшийся международный договор, который входит в так называемую архитектуру безопасности. Из остальных США уже вышли. Еще сутки назад в Белом доме говорили, что в планах Байдена нет разговора с Путиным, однако спустя несколько часов новый президент США все же позвонил в Кремль.
Весь мир наконец-то выдохнул. Россия и США продлевают договор СНВ-3. Это значит, что архитектура мировой безопасности, похоже, все-таки устоит.
"Очень хорошо, что мы начинаем нашу работу с новой администрацией президента Байдена с такого хорошего символичного шага, который позволит раскрыть двери и продвигаться вперед в наших очень непростых отношениях", - объяснил глава международного комитета Совфеда Константин Косачев.
Сохранение договора - итог первых телефонных переговоров Путина и Байдена. Когда они закончились, в Москве был уже глубокий вечер. Журналисты в Вашингтоне еще успели задать вопросы новому хозяину Белого дома:
- Господин президент, о чём Вы говорили с Владимиром Путиным?
- О Вас. Он шлет наилучшие пожелания.
Мировая пресса наперебой говорит об историческом событии. Владимиру Путину удалось убедить Байдена продлить договор на позициях Москвы. Ограничения ядерного потенциала сохранятся на 5 лет. И никаких предварительных условий.
"Россия приглашает все страны в целом, и США в частности, к стабильному миру, без завоеваний территорий, без свержения режимов, и этот договор должен быть гарантом стабильности", - отметил политолог Скотт Беннет.
СНВ-3 предусматривает, что у России и США остается по 700 баллистических ракет с учетом боекомплектов подлодок и бомбардировщиков, чуть больше полутора тысяч (1550) зарядов и 800 пусковых установок. Архитектура систем ПРО договором не предусмотрена. США этим пользовались, устанавливая ракеты все ближе к российским границам. А еще Вашингтон в одностороннем порядке вышел из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Отказался от взаимного патрулирования в рамках программы по открытому небу.
"Процесс дестабилизации на международном уровне, процесс разрушения международной архитектуры безопасности будет остановлен, важный договор, может, дальше пойдет речь о возвращении ряда других договоров", - рассказал политолог Дмитрий Солонников.
Главная претензия прежней администрации США - растущий ядерный потенциал Китая. Вашингтон хотел, чтобы Пекин стал третьей стороной ограничений СНВ. Но то, что на вооружении Великобритании или Франции стоят такие же ракеты, Белый дом почему-то не волновало. И вот теперь такой дипломатический разворот.
"Я не думаю, что продление этого договора будет индикатором того, как дальше будут развиваться отношения между двумя странами. Ведь были 4 года откровенной антироссийской истерии со стороны демократов", - отметил американский политолог Брюс Маркс.
На то, что Америка не откажется от своей исключительности, указывают и первые комментарии Вашингтона. Незабвенная Джен Псаки, вернувшая себе пост рупора американской власти, подтвердила: звонок в Москву - не символ смены агрессивной политики страны.
"Его намерением было также дать понять, что Соединенные Штаты будут действовать твердо в защиту наших национальных интересов в ответ на злонамеренные действия России", - заявила Псаки.
Но продление договора об СНВ уже назвали важным вкладом в стратегическую стабильность в Лондоне. Поприветствовали решение Путина и Байдена в австрийском МИДе. Чтобы продемонстрировать серьезность намерений, российский президент этой же ночью отправил документ на ратификацию в Госдуму. Получается, что мяч в вопросе мировой стабильности снова на американской стороне.