Version: 0.1.0

Комфорт для убийцы: как провалился эксперимент с тюрьмой без решеток

Организаторы эксперимента полагали, что преступника следует перевоспитывать хорошим отношением.

Рай для преступников — это гуманно или глупо? В мире уже проводили эксперимент с тюрьмой без решеток и наказаний. Но как он закончился? Существуют ли сегодня гуманные тюрьмы? В какой колонии заключенным разрешают жить вместе с женами и детьми? На этот и другие вопросы отвечают эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

В Сингапуре российского студента посадили в тюрьму за незаконную коллекторскую деятельность. Он взял в микрофинансовой организации кредит – четыреста сингапурских долларов – это около двадцати двух тысяч рублей. Но вернуть деньги в срок не смог. Тогда ему предложили отработать задолженность, выбивая долги с других проштрафившихся заемщиков. Незадачливого студента приговорили к четырнадцати месяцам лишения свободы и крупному штрафу. В современных сингапурских тюрьмах царят весьма суровые порядки. Между тем еще шестьдесят лет назад местные заключенные жили как на курорте – на райском острове Пулау Сенанг. Чем же преступников не устроили такие условия заключения? И как руководитель проекта по перевоспитанию заключенных Дэниэл Даттон стал жертвой собственной доброты?

Комфорт для убийцы

Этот живописный остров расположен примерно в 13 километрах к югу от Сингапура. В годы Второй мировой войны японцы организовали здесь трудовой лагерь для яванских военнопленных. А к концу 40-х годов на необитаемом участке суши поселились «робинзоны». Так журналисты прозвали семью смотрителя маяка Адольфа Монтейро. На Пулау Сенанг «робинзоны» прожили чуть больше 20 лет. В 1960 году власти Сингапура приказали Монтейро покинуть остров. Как только «робинзоны» уехали, на Пулау Сенанг высадились 50 осужденных. Здесь, на площади 230 гектаров, они начали строить тюрьму.

«Тюрьма строилась очень быстро. Строились поселки, дома и для обслуживающего персонала, хозяйственные постройки. Все это строилось именно самими осужденными», рассказывает адвокат по уголовным делам Геннадий Нефедовский.

К началу 60-х в Сингапуре орудовало около 120 банд. Их совокупная численность превышала 10 тысяч человек. Тюрьмы страны были переполнены и, по мнению властей, не выполняли главную функцию – исправления осужденных.  

«И как раз была пора выборов. И партия, которая пришла к власти, проанализировала именно преступные группы. И решила поставить все на новые рельсы. Потому что пенитенциарная система того времени не работала, и они решили провести определенный эксперимент», рассказывает адвокат по уголовным делам Геннадий Нефедовский.

По замыслу сингапурских чиновников, тюрьма на Пулау Сенанг должна была стать одной из самых гуманных исправительных колоний в мире – без тесных камер, смотровых вышек, решеток и колючей проволоки. Руководил экспериментальным проектом начальник департамента тюрем Сингапура Дэниэл Стэнли Даттон.

«У начальника тюрьмы была идея, что каждый человек рождается добрым, и поэтому нужно воспитывать или перевоспитывать осужденных именно любовью, добрым отношением», рассказывает адвокат по уголовным делам Геннадий Нефедовский.

Надзирателям в тюрьме Даттона запрещалось использовать огнестрельное оружие, зато осужденным позволяли практически все. Они могли свободно перемещаться по острову, заниматься спортом и загорать на пляжах, работать в местных пекарнях, мастерских и на ферме. За примерное поведение раз в месяц разрешалось выезжать на материк и навещать родственников. Некоторых заключенных даже досрочно освобождали. Как писали местные газеты, за два года эксперимента из тюрьмы на Пулау Сенанг выпустили 250 человек. При этом новых поселенцев становилось все больше. К 1962 году в колонии насчитывалось 316 осужденных. И всего лишь 47 безоружных надзирателей.

«Осужденные почувствовали себя королями положения. Один из осужденных работал на стройке. Охранник начал с ним разговаривать, и осужденному показалось, что он с ним как-то очень грубо говорит. Произошел скандал, его поддержали другие осужденные, и в итоге организовался бунт», рассказывает адвокат по уголовным делам Геннадий Нефедовский.

По другой версии, бунт на острове начался из-за произвола начальника тюрьмы. Якобы он согнал 200 заключенных на строительство пристани ночью во время прилива. А тех, кому это не понравилось, отстранил от работы и пообещал отправить с острова в обычную тюрьму. За это осужденные решили отомстить Даттону.

Преступники взорвали генератор на электростанции, а затем, вооружившись топорами и бутылками, двинулись к зданию администрации тюрьмы. Даттон попытался уладить конфликт своими силами. Но когда понял, что усмирить разъяренных бунтовщиков не получится, было слишком поздно. Заключенные убили начальника тюрьмы и его помощников. И всего за 40 минут сожгли практически все постройки на острове. После чего 600 вооруженных полицейских приехали на остров – там уже творился хаос.

Следствие по делу о бунте на Пулау Сенанг продолжалось два года. А  судебный процесс длился 64 дня. Присяжные рассматривали дела семидесяти одного бунтовщика. В итоге 18 человек приговорили к смертной казни. Кого-то оправдали. А остальных отправили отбывать наказание в обычные тюрьмы. В 1964 году Пулау Сенанг передали министерству обороны Сингапура. Остров использовали как военный полигон. Эксперимент по созданию самой гуманной колонии в мире признали провалившимся.  

«В целом, лояльные условия – это хорошо. Но здесь не нужно забывать – именно от тяжести содеянного все должно идти. Потому что, если человек совершил особо тяжкие преступления с убийствами и со многими страшными вещами, то такие люди, конечно, не должны содержаться именно в таких условиях. Почему? Потому что они могут просто убежать и начать продолжать преступления», считает адвокат по уголовным делам Геннадий Нефедовский.

Тюрьма-город

Сегодня одной из самых демократичных тюрем в мире считается Сан-Педро. Она находится в самом центре Ла-Паса – столицы Боливии. Это целый город, где отбывают наказание или ждут суда около полутора тысяч человек. Основные статьи – воровство, мошенничество и торговля наркотиками. Вместе с ними живут их жены и дети. Надзиратели стерегут лишь границы анклава и не заходят в город-тюрьму. В Сан-Педро заключенные живут по своим законам, которые принимает тюремный совет.

«Несмотря на то, что люди находятся в заключении, они должны платить за то, что они там находятся. Там можно арендовать однокомнатную квартиру, либо там ты можешь арендовать койко-место. И как говорят сами заключенные, в этой тюрьме себя хорошо чувствует только тот, кто много трудится», рассказывает психолог Роман Волков.

Тюрьма строго режима по интересам

Тюрьма Лузира в Уганде. Заключенные живут в просторных комнатах. Занимаются садоводством, уборкой и готовкой. Многие даже получают образование. При этом Лузира – тюрьма строгого режима. Большинство заключенных сидят за тяжкие преступления. Среди них есть и приговоренные к смертной казни. 

О других невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.