Version: 0.1.0

Отсутствие присутствия: художник из Италии продал невидимую скульптуру

Легендарный момент из фильма "ДМБ" — тот самый, про суслика, которого никто не видит, но он есть — воспроизвел итальянский художник Сальваторе Гарау. Он буквально взорвал медиапространство своим новым творением, которое продали на аукционе. Дело в том, что он продал невидимую скульптуру.

Его нет, но оно есть! Современное искусство разрывает шаблон восприятия. Новинка западного арт-рынка — нематериальное. За 15 тысяч евро (почти полтора миллиона рублей) с молотка ушла работа итальянского художника "Я есмь".  

"На рынке искусства сейчас происходят интересные вещи. Новость про итальянского скульптора взбудоражила мир галерей. Наша галерея также внимательно следила за этой историей. Продать нечто несуществующее за крупную сумму! Это очень интересно", — говорит директор лондонской частной галереи 508 Мауран Кумар. 

Окно в невидимое прорубил известный своими арт-провокациями Сальваторе Гарау. Маэстро избрал творческий метод не из легких: шваброй рисовал, половую тряпку по холсту на велосипеде за собой возил, стальной язык, вылизывающий облака из железа, сварочным аппаратом ваял. В других видах искусств Гарау тоже засветился. Подыгрывал на барабанах в современной опере, снял фильм в тюрьме строгого режима, где выставлялись его работы, написанные невероятно широкими мазками. 

Логичным продолжением стало изображение невидимого. Скульптура, согласно Сальваторе, — производное усиленного духовного труда автора, скопление мысленных изгибов его пронзительного воображения. Так появился "Будда Созерцающий". Вы можете его видеть, точнее не можете, внутри нарисованного на брусчатке белого квадрата.

"Мне захотелось использовать то, что относится к концептуальному искусству 60-х годов, в тот момент я использовал эти инструменты, потому что они идеально подходили, чтобы описать момент, в котором мы живем, чтобы описать наше отсутствие человеческой системы, когда отсутствие присутствует сильнее всего. Вот так", — говорит Гарау.

"Все еще не видишь меня? И все же я здесь, перед тобой, и я плачу, потому что я — красота и любовь, которая исчезает", — так Гарау рассказывает о своей "Афродите Плачущей", изображенной якобы в Нью-Йорке неподалеку от здания Фондовой биржи. Афродита – вот она, вроде как в белом круге – не иначе как назидание жрецам чистогана, маклерам: хватит торговать воздухом". А вот "Будда Созерцающий" — тоже невидимый в квадрате белого цвета — видимо, дарован скульптором миланским модникам в напоминание: стыдно, у кого видно. 

"Это вполне актуальная тенденция и стратегия современного, так называемого актуального искусства, контемпорари арт. Дело в том, что многие исследователи, критики, теоретики современного искусства, философы предлагают версию, которая говорит о конце искусства вообще", — заявляет Михаил Миндлин, искусствовед, художник, архитектор, дизайнер, специалист в области современного искусства, директор Центрального музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

Итальянец и пустота не одиноки в своем творчестве. Первую выставку невидимого искусства провела американка Лана Нюстром. Ее нескромный девиз звучит так: "То, что вы ничего не видите, не означает, что я не потратил часы работы на создание конкретного произведения". Аукционисты говорят: самое важное для арт-объекта — правильно его преподнести. 

"Смотрите, с пандемией мы же все начали делать покупки в интернете, мы смотрим на картинку, где показано то, что хотим купить, но привозят нам в итоге не обязательно то же самое. Так что можно говорить, что искусство немного отстает от нашей жизни", — говорит директор арт-аукциона Федерико Бьянчи.

Чтобы у покупателя не возникало сомнений в покупке воздуха, к нематериальному прилагается специальный сертификат. Почему бы его тоже не нарисовать? В материальных работах Сальваторе Гарау все же можно высмотреть грозовые облака над условными зеленеющими полями. Но при изрядном воображении. Поэтому когда речь заходит о невидимом, кажется, что в некотором смысле это даже и неплохо, что некоторые работы маэстро Сальваторе не видно. Пропадают же в темноте недостатки плохо отреставрированных фасадов. Остаются только огоньки подсветки. 

Итальянский художник продал невидимую скульптуру за $15 тысяч