Путь позора: как боевики с "Азовстали" сдались в плен
Военкор "Известий" сделал кадры в бункерах "Азовстали"
История с капитуляцией боевиков "Азова" (формирование запрещено в РФ) в Мариуполе, у которых было и оружие, и питание, доказывает, что нужен еще боевой дух, а его у украинской армии не осталось. Именно на "Азовстали" нынешние украинские власти потерпели не просто военное, а политическое поражение. И только сдачей в плен оно не ограничится. Впереди еще расследование всех зверств нацистов "Азова" и неизбежный трибунал, который может стать процессом исторического значения. Сейчас продолжается зачистка последней цитадели боевиков. Из бункеров "Азовстали", где все еще могут скрываться остатки нацистов, материал специального корреспондента "Известий" Валентина Трушнина.
Эти кадры в подземелье "Азовстали" мы снимали, когда его еще не разминировали и не зачистили окончательно. Поэтому в незнакомые помещения, а их тут десятки, наш сопровождающий заходит с оружием наготове.
Уже после этой "экспедиции" на нижних этажах найдут несколько азовцев, которые не вышли вместе с основной группой сдавшихся в плен. Офицер батальона "Восток" по имени Фидель и с позывным Араб еще тогда предполагал, что они где-то рядом.
"Троечка ребят отчаянных, которым нечего терять, вот в этих тоннелях может затеряться, и можно очень получить", – отмечал он.
С высоты птичьего полета "Азовсталь" огромна. Но подземные коммуникации выходят далеко за пределы комбината. К морю – с одной стороны и к реке Кальмиус – с другой. Вот так выглядит вход в один из таких тоннелей.
"Вот этот весь хлам – это не результат работы артиллерии. Это они сами заваливали", – говорит Фидель.
Внутри – просторные тоннели, которые тянутся без преувеличения на километры. Подземелье многоуровневое. Если на верхних этажах встречаются завалы от авиабомб, то на нижних никаких повреждений. В помещениях есть все, чтобы выдержать длительную осаду.
"Они сдались в плен не потому, что у них не было еды. Еду мы находим. В нормальных количествах. Вода есть питьевая. Они сдались в плен просто потому, что морально-психологическое состояние было на том уровне, что все. Додавили. Для укропатриотов, которые говорят, что мальчики сдались, потому что у них не было воды. Это вот так вот у мальчиков не было воды", – говорит Араб.
Да и авиабомбы, как мы выяснили, азовцев не доставали. Жили они глубоко под землей – на минус пятом этаже. Помещение свое сожгли – уничтожали телефоны, ноутбуки, оружие. Вот у них это капище, на котором они сожгли всё свое вооружение. Жгли экипировку, пластины, кевлар, вооружение, пистолеты. Штык-ножи даже они сожгли.
"Мы нашли место, где жили командиры "Азова" – Калына, Волына, Редис. Мы нашли такую отдельную комнатку, в нее был вход за занавеской, здесь очень много боеприпасов, ящики с гранатами. Идем дальше – командирское лежбище", – отмечает корреспондент "Известий" Трушнин. А на столе в этой комнате обнаружены банки с красной икрой, которую буквально ели ложками.
Последние заявления Калына, Волына и Редис писали на фоне вот этой белой стены.
"Не делайте героев из дезертиров и бойцов, которые добровольно сдались в плен. Они выбрали путь позора. И ни в коем случае их героизировать не стоит", – говорил тогда Калына.
"Они герои, когда они захватывают мирное население и пытают в своих пыточных. А когда они встретились с достойным оппонентом, они все, поджав хвост, стали сдаваться в плен", – считает журналист, бывшая узница "Азова" Елена Блоха.
Донецкий журналист Елена Блоха попала в плен к азовцам вместе с сыном-подростком – просто ехала на машине в Крым в 2014-м. Ей повезло: как опасного шпиона Елену быстро перевели из Мариуполя в Киев. Но она своими глазами увидела людей, которые умирали после чудовищных пыток в подпольной тюрьме азовцев.
"Делают это все из удовольствия. У меня по отношению к этим людям нет никакой жалости. Никакого сочувствия. Это палачи. Палачи!" – говорит Елена.
Большинство тех, кто мог бы рассказать о зверствах азовцев, уже мертвы. Выживали после пыток немногие. Кирилл Филичкин – один из них, его, гражданского, поменяли как военнопленного.
"Порезали сухожилия на пальцах, ломали пальцы прикладом, резали ножом лицо, прикладом разбили нос, втыкали нож в ребра и так далее", – перечисляет он.
Он никогда не был ополченцем. Не успел – азовцы похитили Кирилла в Мариуполе 7 мая 2014 года во время мирной демонстрации. Он стал третьим по счету узником знаменитой пыточной под названием "Библиотека".
Костяк отряда его мучителей составили нацисты и уголовники, которых выпустили из тюрем.
"Им говорили – вот за что сидели, теперь все можно делать в Донбассе. Они однажды везли меня в автобусе и расстреляли гражданскую машину только за то, что их обогнали. Мужику половину черепа снесли", – говорит Кирилл.
Следствие еще идет – опрашиваются тысячи людей. В Мариуполе в каждом дворе можно услышать истории о преступлениях азовцев.
Уголовное дело по преступлениям нацбата одно, общее. В нем уже 2,5 тысячи эпизодов. Это похищения людей, пытки, изнасилования, внесудебные казни. Процесс состоится здесь, в ДНР.
"Планируется провести трибунал в Донецкой народной республике. Возможно, совместно с ЛНР. Азовцев мы не планируем ни на какие обмены. Эти люди должны понести заслуженное наказание", – заявил начальник отдела по расследованию преступлений против мира и безопасности человечества Следственного управления Генпрокуратуры ДНР Виктор Гаврилов.
Высшая мера – для самых главных садистов. Но и остальные понесут серьезное наказание. "Азов" – террористическая организация. Участие в ней в любой форме, даже поваром, которых развелось слишком много, – это уже законченный состав преступления.