Что известно об отмене Московской биеннале современного искусства
4 ноября стало известно о том, что Московская международная биеннале современного искусства в Третьяковской галерее отменена. Она должна была начаться 7 ноября. РЕН ТВ собрал всю имеющуюся информацию об отмене выставки.
3 ноября Третьяковская галерея направила письмо руководителю Московской биеннале Юлии Музыкантской, что зал для проведения выставки не подготовлен, а ряд документов не предоставлен.
В ответном письме заместителю гендиректора Третьяковки Сергею Мишину Музыкантская заявила, что монтажные работы проводились в сложных условиях. По ее словам, из-за отказа арендовать за три миллиона рублей необходимое оборудование специалисты галереи "Триумф" демонтировали освещение, приборный щиток, все провода, таблички "выход" и аварийный свет в залах, где должна была проходить выставка.
Музыкантская подчеркнула, что фонд Московской биеннале за свой счет был готов разработать электропроект. Она попросила руководство Третьяковской галереи, чтобы инженер выдал техническое задание, выбрал подрядчика и принял работы.
По ее словам, письмо осталось без ответа, поэтому через три недели она написала новое. Музыкантская заявила, что получила формальный ответ, поэтому электропроект сделал фонд биеннале. 24 октября Третьяковская галерея прислала замечания, а уже 26-го числа начался монтаж.
Как отметила Музыкантская, все условия во время работ были соблюдены, о чем свидетельствует видео, снятое 3 ноября.
Тем не менее, на следующий день, 4 ноября, стало известно об отмене Московской биеннале. Музыкантская в беседе с РЕН ТВ рассказала, что на выставке должны были быть представлены работы художников с Донбасса.
"У нас всех художников отбирает экспертный совет. В контексте обсуждения было понятно, что сейчас у нас идут боевые действия, и очевидно, что современные авторы в любых жанрах каким-то образом рефлексируют на происходящее. Собственно, поэтому мы и пригласили коллег из Донецка и Луганска", — отметила она.
По словам Музыкантской, показывать происходящее на Донбассе могут те люди, которые сами сейчас переживают боевые действия. Руководитель биеннале провела аналогию с военными корреспондентами и обычными журналистами.
"Есть военный корреспондент, и есть обычные журналисты. Они от этого ничуть не менее талантливые, но они просто не знают, о чём рассказывают их коллеги", — сказала Музыкантская.
Она также призналась, что для нее было удивлением узнать о донбасских художниках, которые продолжают творить, несмотря на бомбежки и обстрелы.
О причинах отмены выставки не знают и сами художники, чьи работы должна была увидеть публика 7 ноября.
"Почему закрыли биеннале – для меня абсолютная загадка, потому что я видела, что практически закончены уже работы. Они все несли такой гуманный позитивный какой-то пафос. В общем, я не видела ничего, что могло как-то повлиять на это решение. Работы значительные, большие. Каждый художник максимально хорошо себя представил", — поделилась художник Татьяна Баданина.
Она также отметила команду биеннале, которая, по ее словам, работала профессионально и "с огоньком".
"Очень жалко команду в этом смысле, которая пострадала больше всего, потому что три года работы – это очень серьёзно, и в связи со сложившимися сложными обстоятельствами это ещё более усложнило весь наш процесс", — отметила художник Евгения Буравлева.
По ее словам, сейчас живописцы проходят через довольно непростую адаптацию к новым условиям, из-за чего художникам приходится выбирать пути, по которым они пойдут дальше.
"Мы стараемся делать для людей, отвечать на запросы, получается так, что наши вещи нельзя показать на площадках, которые в общем-то и отвечают за современную позицию искусства в нашей стране", — заключила Буравлева.
Напомним, что в Министерстве культуры России объяснили отмену IX Московской международной биеннале абсолютным несоответствием уровня ряда экспонатов статусу государственного музея федерального значения.
"Третьяковская галерея – сокровищница русского искусства. Желание провести проект именно здесь, а не на частной или корпоративной площадке, должно сопровождаться ответственностью за художественный и этический контекст выставки", – пояснили в пресс-службе ведомства.
При этом в министерстве подчеркнули, что возможность выставиться в Третьяковке требует уважения к уникальному музейному собранию галереи и ее многочисленным ценителям. Вместе с тем в самой Третьяковской галерее указали на то, что не были выполнены договорные обязательства со стороны фонда "Биеннале современного искусства", а также были нарушены сроки монтажа выставки и не предоставлены необходимые документы, что могло повлечь за собой нарушение техники пожарной безопасности.
В ответ на это организаторы и участники биеннале подчеркнули, что не оспаривают принятое Министерством культуры решение, однако они не согласны с формулировкой причины.