Version: 1.0.2

В атаку с камерой в руках: как работали фронтовые фотокорреспонденты ВОВ

Уникальные свидетельства военного подвига советского народа сохранились благодаря тем, кто шел в атаку с кинокамерой в руках. Сегодня мы можем заглянуть в тяжелые солдатские будни того времени через объективы фронтовых корреспондентов: оказаться на передовой и почувствовать, каким трудным был этот путь к Победе. О летописцах военной истории в сюжете РЕН ТВ расскажет обозреватель Павел Матвеев.

Великая Победа, и мы не имеем права не помнить, какой ценой она досталась. Мы всё это видели на кадрах кино- и фотохроники. Но чьими глазами мы это видели? Что нам дают эти кадры?

"Раньше как-то не задумывался, правда, об этом: а что бы было, если бы их не было. Вот сейчас вы спрашиваете, я понимаю, а действительно, как бы эту память донесли? Фоторяд, видеоряд – он легче для восприятия", – отметил внук фронтового фотокорреспондента Андрей Диамент.

Наши журналисты поговорили с многими потомками фронтовых фото- и кинокорреспондентов Великой Отечественной войны, и получали в целом схожие ответы.

"Заслуга кинооператоров фронтовых перед историей такая же, как у любого летописца: документированная фиксация реальных событий. 3,5 млн метров кинопленки, снятых фронтовыми операторами, хранятся в Госфильмофонде и представляют собой документальное свидетельство того, что было до нас", – заметил сын фронтового кинооператора Николай Дупленский.

Проверено, что там, в Госфильмофонде, пусть он сейчас и называется по-другому.

В одной бобине примерно 3-3,5 килограмма веса, а хронометраж пленки, которая находится внутри, составляет всего 10 минут. Это не то, что мы сейчас снимаем на суперсовременные камеры.

И это уже история, а история принимает только два ответа – либо "да", либо "нет". Если ты честно сделал свое дело в критический момент, ты остался в ней, в истории.

"Люди бегут, кто-то падает, там стреляют в них. А он просто бежит сбоку и снимает, как они падают, как они стреляют. Человеку не важно, что произойдет дальше, для него важен кадр. И вот он бежит и выстраивает кадр", – отметил внук фронтового фотокорреспондента Андрей Диамент.

Ну вот война. Что мы об этом знаем, как видим? Да вот так, что на этих фото.

"Люди стоят и слушают: вот началась война. Воскресенье, 22 июня, 1941-й год. Никто не думал об этом, безусловно. И вот эта растерянность, это непонимание того, что произошло: всё, по нашей земле враг наступал. Это все видно, по лицам прочесть. И как это без фотографий?" – заметила дочь военного фотокорреспондента ТАСС Анна Халдей.

Евгений Халдей снял не только начало, но и финал – то самое фото водружения красного Знамени над Рейхстагом. Война у кино- и фотокорров прошла буквально сквозь пальцы, запеклась вместе с потом и кровью.

"Если какая-то активность и идет подготовка, то она идет ночью. Та пленка не позволяла снимать ночью, значит, надо было искать какие-то формы, как преподнести этот материал", – рассказал потомок фронтового кинорепортера Алексей Трояновский.

"Они были совершенно не защищены. Если боец нес с собой автомат, то оператор нес с собой кинокамеру", – заметила начальник отдела Росархива кинофотодокументов Инна Серегина.

И эту цену фронтовые корреспонденты Великой Отечественной войны заплатили за нас, чтобы мы знали, чтобы помнили, чтобы видели.

В атаку с камерой в руках: как работали фронтовые фотокорреспонденты ВОВ