Version: 1.0.2

Неповторимый комбинатор кинематографа: каким мы запомним Сергея Юрского

Известие, в которое и сейчас просто невозможно поверить. Этим утром не стало легенды — умер народный артист, великий Сергей Юрский.

Удивительно, но его талант был настолько разносторонним, что каждый зритель сейчас может рассказать о "своем" Юрском. Нас восхищала легкость, с которой Сергей Юрьевич менял образы, оставаясь при этом для всех нас эталоном морали и совести. По его собственным словам, он всегда знал о своём призвании и то, что просто не сможет без театра.

Может, в этом и был залог его успеха. Казалось, что Юрскому всегда мало. У памятника Бендеру в Петербурге — его черты. Этот образ великого комбинатора признали лучшим. Но в биографии Юрского он в череде кинолегенд.

Отец представлял его друзьям просто: наследник моих долгов. Ходили слухи, что Юрский — псевдоним великого артиста. Но сценическим именем его сделал именно отец. Урожденный дворянин, дослужившийся до худрука системы цирков Союза. Переехав из двухкомнатной гримерки отца, он скитался по коммуналкам. Своя квартира у Юрского появилась лишь к сорока годам. В фильмографии к тому времени были уже и Бендер, и Чацкий, и легендарный "Викниксор".

Муза вообще баловала его. Он начал в ленинградском БДТ. Того самого, товстоноговского призыва. Потом — театр Моссовета. И дворянские гены отзывались в строках великих классиков. Со сцены он подарил голос легендарным книгам и великим словам.

Любимец публики бередил женские сердца. Но Юрскому повезло влюбиться в доглянцевую эпоху. Хотя и тогда судачили: разрыв с первой женой был непростым. Но все ради великой любви. Как водится, с первого взгляда. С Натальей Теняковой познакомились на сцене. Та еще студенткой была, моложе на 8 лет. В тени рамп прожили почти полвека. А если и выносили личное — то прямо на экран. Дядя Витя и тетя Шура. "Любовь и голуби" — Юрский и Тенякова, а с виду такие же, как все.

Но в нулевых — монументальность. Сначала — Циолковский, потом — Пастернак. А в финале — сам отец народов. "Товарищ Сталин" на сцене и в кино. Юрский считал, что это его самая главная актерская вершина. Поэтому и не взял в руки больше других сценариев.

"Нас взяли в XXI век, и на том спасибо", — говаривал он. Так вышло, что в нашей эпохе он и остался навсегда. Хотя, возможно, начал все заново. Там, где хрустальная мечта детства. И все непременно в белых штанах.

Неповторимый комбинатор кинематографа: каким мы запомним Сергея Юрского