Мать погибшего бортпроводника SSJ-100 рассказала о его героизме
Героизм Максима Моисеева, бортпроводника сгоревшего в Шереметьеве "Суперджета", собираются отметить одной из высших наград России — орденом Мужества. В список награжденных могут попасть и две стюардессы, которые до последнего помогали пассажирам сначала в салоне, потом уже на взлетной полосе. Ходатайствовать о таком поощрении членов экипажа лайнера намерен глава Минтранса Евгений Дитрих.
А вот слова пилотов, которые они, как выяснилось, произнесли за несколько минут до вынужденной посадки, сегодня стали настоящей сенсацией. В нашем распоряжении оказалась расшифровка переговоров экипажа с землей. Из них становится понятно, почему потом события на взлетной полосе развивались именно так, как мы все видели.
Максим с братом, Максим на велосипеде… На всех фотографиях, что остались у мамы погибшего проводника "Аэрофлота", бодрый и жизнерадостный мальчик. В тот момент, когда мы писали это интервью, женщина еще не знает, что сына представят к награде — предлагают присвоить орден Мужества посмертно. Но во всех историях, что может вспомнить, он помогает другим.
"В Крыму он спас мужчину, который захлебывался. Это ему было 15. Купался, увидел, что мужчина захлебывался, и начал его вытаскивать. Он считал, что так должно быть. По-другому никак", — говорит мать погибшего бортпроводника Юлия Карева.
В этом огне он погиб, спасая других. В распоряжении РЕН ТВ появились новые кадры, которые снял один из выживших пассажиров рейса 1492. Он спасся минуту назад. Рядом женщина пытается прийти в себя, ей помогают стюардессы. В двух метрах — уже знаменитый мэр Североморска со своим чемоданом разговаривает по телефону. В этот момент они еще не до конца понимали, что произошло. В нашем распоряжении оказалась полная расшифровка переговоров пилотов с диспетчером. Судя по ним, перед заходом на посадку экипаж рассчитывал, что, несмотря на неисправности, все пройдет штатно.
Диспетчер: Аэрофлот 1492. Справа курс 160. Какая-нибудь помощь необходима будет?
КВС: Справа 160. Нет, пока все нормально. Штатно. Аэрофлот 1492.
Диспетчер: Только проблемы со связью, вас правильно понял?
КВС: Связь и потеря автоматического управления самолетом.
Диспетчер: Вас понял.
То есть пилот сам отказался от дополнительной помощи. Для него ситуация не выглядела столь серьезной. Следователи продолжают рассматривать несколько версий случившегося. Среди них: метеоусловия, неисправность, плохой технический осмотр воздушного судна и ошибка пилотов. К ним сейчас вопросов больше всего.
Первый — почему вообще пытались пролететь через грозовой фронт. Второй и главный — отчего решились зайти на посадку с полными баками, а когда ударились о полосу, не попытались взлететь снова.
"Скачки говорят о том, что очень тяжелый для посадки, и отсутствие электронной программы управления самолетом, наложилась еще и большая посадочная масса, и, естественно, он дал такого "козла", — считает летчик 1-го класса, капитал самолета Airbus A320 Андрей Литвинов.
Да, самолет был тяжелым. Но ситуация с касанием взлетной полосы всем летчикам хорошо известна. Это они еще называют "тачдаун". В Сети есть много примеров, когда машину после неудачной попытки сразу же поднимали и уводили на второй круг. И, судя по некоторым данным, летчики "Суперджета" готовились к уходу на второй круг. Пассажиры сообщают, что к моменту посадки не работали кондиционеры. И, судя по летному руководству "Сухого Суперджета 100", именно это пилоты сделать и должны. Но почему не сделали?
"Первое касание — и нас резко начинает подбрасывать, на задних рядах паника, женщины начинают кричать и визжать… Многие уже попытались бежать вперед, а нас подкинуло вверх, а потом резко опустило — получился удар о землю, загорелись двигатели", — говорит пассажир Василий Печников.
Другой пассажир "Суперджета", Олег Молчанов, который сидел на 12-м ряду и был последним, кто вышел из самолета, уверяет, во время посадки бегающих по салону не видел.
"Трясло, но не критично. Действительно до остановки почти все сидели на местах. Ну, по крайней мере, те, кого я видел со своего ряда", — сказал он.
Судя по комментариям Молчанова, экипаж делал все, чтобы спаси пассажиров. До сих пор не понятно, что за человек в белой рубашке отчаянно пытается попасть внутрь горящего самолета. Возможно, это второй пилот. Отец командира судна нам сообщил, что его сын покинул кабину, когда живых в самолете уже не осталось.
"Денис, почему он и хватанул, он посмотрел, что в фюзеляже никого нет. А там уже невозможно ничего было. Денис дал команду, чтобы второй пилот спускался через форточку", — сказал отец командира воздушного судна Александр Евдокимов.
Фотография 12-летней Сони Новиковой с черной лентой в холле этой школы города Полярный — теперь место, где даже самые шумные ученики разговаривают только в полголоса. Все здесь знали ее отца, врача Евгения Новикова. Да и саму Соню помнили еще с детского сада. Самое сложное теперь даже для учителей — говорить о девочке.
"Сонечку мы знали маленькой девочкой. Трудно сказать до той поры, какой она была. Невозможно говорить об этом в прошедшем времени, она для нас есть", — говорит учитель ИЗО общеобразовательной школы города Полярный Наталья Тихова.
В больницах Москвы сейчас остаются десять пострадавших пассажиров. Трое до сих пор в тяжелом состоянии. Но все стабильны. Психологи работают и с родственниками погибших. А власти объявили о сумме компенсаций.
"Семьям погибших выплачено по 9 млн рублей. 2 млн региональные выплаты, 2 млн страховые, 5 млн выплаты — "Аэрофлот". Все выплаты будут организованы по месту, где проживали погибшие", — заявил министр транспорта Евгений Дитрих.
Эта катастрофа с каждым днем выглядит все более сложной, чем казалось на первый взгляд. Постоянно появляются новые обстоятельства. Новые записи. И новые вопросы. Но уже понятно, что все это — стечение страшных обстоятельств, на изучение которых понадобится время. Расшифровка "черных ящиков" самолета все еще продолжается.