Код в мешке: что изменится в России с появлением цифрового рубля
Дмитрий Анохин наличными деньгами почти не пользуется. Уже много лет все в онлайн-режиме. Переводы друзьям, гонорары за работу, покупка запчастей для мотоцикла. Кошелька фактически нет – держатель для пластиковых карт и телефон.
"Вот эта карта, например, для бизнеса, другая карта для других переводов с меньшими процентами в другие города", - рассказывает он.
Для Дмитрия главное время. Именно поэтому выбор - безнал. Его полная финансовая противоположность Иосиф Пятунин – никаких карт и тем более оплат мобильным телефоном. Только живые деньги. Даже классическая заначка в шкафу.
"Я сам вижу, сколько денег в кошельке. Сколько могу потратить на какие-то услуги, что оплатить, что отложить", - говорит Пятунин.
Разница в подходах, по большому счету, субъективная. Одному нравятся наличные, другому – кредитка. Но впереди новая эпоха - цифровой рубль.
Сейчас в ходу два вида расчетов – с помощью обычных денег и безнала. Для этого есть вот такие банковские карты. С введением цифрового рубля появится и третий вид. Хотя, по большому счету, он уже существует. Например, транспортная карта. На ее счету – рубли. Только тратить эти средства можно исключительно в автобусе, трамвае или метро.
О разработке цифрового рубля задумался отечественный ЦБ. Пока вопрос только изучается. Однако новой валюте, скорее всего, быть.
Когда-то основой экономики был натуральный обмен. Шкуры животных на металл или украшения. Потом появились медные монеты. Следом началась чеканка серебра и золота. Затем в оборот ввели бумажные рубли, доллары и фунты стерлингов. Уже в XX веке стал популярным безналичный расчет. Цифровая валюта - следующий шаг в истории денег.
"Из 66 центральных банков примерно 20% рассматривают эмиссию цифровых валют. И чем она отличается от тех денег, которые уже сейчас есть, то есть во всех странах мира есть наличные деньги, есть безналичные деньги и цифровые деньги – это будет, скажем так, новый виток, и виток этот и прогресса, и технологий", - говорит финансовый эксперт Ян Марчинский.
Цифровой рубль, как и бумажный, станет выпускать ЦБ. Но не в виде банкнот, а как уникальный цифровой код. И, если о безналичном переводе все подробности знают как минимум два банка, участники транзакций, то о перемещении цифровых денег не будет известно почти никому.
"К этой информации не будет допущено большое количество посредников, которые сейчас существуют, в том числе и в банке. Эту информацию будет очень сложно получить другим каким-то лицам, в этом смысле безопасность повышается", - заявил трейдер Илья Коровин.
Одной из первых цифровизацию денег почувствует теневая сфера экономики. Когда движение финансовых потоков прозрачно, очень сложно давать или брать взятки, а также отправлять незаконные транши. Даже вычислить телефонных мошенников, которые неустанно пробуют узнать код банковской карты, станет намного проще.
Те самые звонки из якобы служб безопасности банков появились как раз потому, что конечного получателя денег выявить невероятно сложно. Сначала сумма уходит на подставной счет, потом – в онлайн-кошелек, а затем обналичивается. Обнаружить кол-центры порой все-таки удается, но на таких съемных квартирах - только исполнители. Поймать организаторов зачастую невозможно.
"С точки зрения борьбы с отмыванием денег, незаконно нажитых доходов, цифровой рубль представляет собой идеальный, уникальный, позволяющий абсолютно побороть это зло на корню. Связано это с тем принципиальным свойством цифрового рубля, что он связан с определенным кошельком, определенным пользователем", - заявил заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов.
Цифровые деньги как набор уникальных кодов для каждой единицы - это еще и способ сделать экономику устойчивой. Когда путь каждого рубля можно отследить, то, например, рассчитать инфляцию становится проще. А главное – выводы окажутся более точными. То есть в конце года всегда будет понятно, насколько изменилась та же продуктовая корзина.
А еще национальные цифровые деньги - возможность выпускать валюту, которая основана исключительно на собственных активах. Вот только не всем зарубежным партнерам это понравится.
"Любая страна, которая захочет ввести в обращение поддерживаемую активами валюту, обнаружит военные корабли/авианосцы США у своих берегов, потому что США расценивают это как угрозу своей экономике и своим деньгам. Когда в мире не было международной валюты, США "долларизировали" весь мир", - говорит экономист Билл Сарди.
То же самое произошло с системой SWIFT. Сейчас все транзакции, которые проходят через нее даже внутри страны, в любом случае видны в США. Именно поэтому Европа остерегалась вести торговлю с Ираном – оглядывалась на Вашингтон. То есть санкции в банковской сфере были очень эффективны.
"Где бы вы ни были - в Москве, Токио, Джакарте - совершаемая вами операция будет отражена в SWIFT’е. С цифровыми валютами это исключено! Транзакции в цифровой валюте не нуждаются в долларах. Поэтому SWIFT, на мой взгляд, изжил себя", - считает Сарди.
Пока с цифровыми деньгами впереди планеты всей Китай. В Шеньчжене запущен пилотный проект по использованию цифро-юаня. О намерении ввести новый финансовый инструмент заявили уже и Европа, и США. Но внедрить его будет непросто. В первую очередь потому, что люди привыкли пользоваться либо наличными, либо вообще чеками. В России гораздо активнее используется безналичный расчет. А от него и до цифрового рубля уже недалеко.