Как Сипягин превратил Владимирскую область в мусорный полигон
В 2018 году Владимир Сипягин приходит к власти как оппозиционный политик, в том числе и на теме борьбы с завозом в область мусора. Но в 2019-м году во Владимирской области начинает появляться мусор из других регионов. Сипягин - молчок.
Мало того, в 2019-м область под его руководством заключает договор с мусорной компанией "Хартия", одним из крупных бенефециаров, или как говорят СМИ, фактическим владельцем которой является Игорь Чайка - один из сыновей бывшего Генерального прокурора Юрия Чайки, ныне – полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе.
Сипягин при любом негативном упоминании о себе, начинает чуть не кричать, что ему мстят за оппозиционность. Любой партийный функционер, избираясь губернатором перестанет быть оппозиционером, потому что он оказывается в системе власти. А в данном случае и в системе бизнеса, против которого до избрания боролся, а тут вдруг начал с ним заключать контракты.
Невозможно работать на власть и на бизнес близкий к власти и говорить при этом, что ты против власти и этого бизнеса. Невозможно совместить крестик и штаны. Но это еще бы ничего. Когда во Владимирской области начались мусорные акции протеста - Сипягин дал понять, что все проекты по строительству новых полигонов в области закрыты. Но машины компании Хартия продолжают возить мусор во Владимирскую область.
Получается, обещания так и остались на свалке. Как и многие другие. У нас много примеров, как люди напрямую обращаются к губернатору Сипягину, который обещал вывести их жизнь на совсем другой уровень. И он выводит. Да так что дальше жители уже вынуждены обращаться в СМИ. Больше некуда. Об этом - в специальном расследовании "Известий" для РЕН ТВ.
Ночная трасса. Ничем не примечательный грузовик. Кузов надёжно прикрыт. Эти кадры были сделаны - в минувшую пятницу: в Московской области, возле посёлка Старая Купавна.
Мы не прекращали слежку ни на минуту. Запечатлели, как машина остановилась на обочине. Дождалась точно такую же. Вместе они свернули – к деревне Бабанино, уже - во Владимирской области. Здесь – десятки похожих друг на друга грузовиков.
Как мы убедились накануне, дорога, по которой они едут, ведёт - к мусорному полигону, где очень не любят посторонних. Агрессия охраны объясняется просто: во Владимирской области не должно быть мусора - из других областей.
На этот полигон могут свозить отходы только из двух районов Владимирской области, и тем не менее, грузовики с номерами из соседних регионов здесь уже ловили.
Обнаруженный нами предполагаемый мусоровоз – не единственный, путь которого лежал – во Владимирскую область.
Так называемый мульти-лифт был замечен на Горьковском шоссе в районе деревни Плотава. А затем – около Малой Дубны ((фото на карте)). Проехал мимо поворота к сортировочной базе в Покрове, вот видео с камеры видеонаблюдения – установленной на повороте. Затем свернул в сторону полигона рядом с деревней Бабанино и закончил поездку у ворот этой свалки. Когда мы начали задавать вопросы – то услышали следующее...
- Она едет из Покрова. Везёт с перевалки мусор.
- А мы знаем, что она едет из Московской области.
Мы показали видео, как машина проезжает Покров без остановок. Тут же появилась – новая версия.
- Грунт везет.
Вот только запах, который в теле-эфире, к счастью, передать невозможно, - говорил сам за себя. Более того, один из водителей, который также возит мусор на полигон в Бабанино, рассказал нам, что видел – как разгружали похожие грузовики.
"Какой грунт может везти такая машина? Она умрёт ***! Если туда *** (уложить) целую машину грунта. Они сейчас копают новую карту и грунт, наоборот, продают".
Мы застали грузовик, который действительно привёз грунт. Это – самосвал. А вот в мульти-лифтах чаще всего на полигоны привозят спрессованные бытовые отходы, которые можно быстро достать манипулятором. Ну и остаётся еще один вопрос: если всё легально – то почему хозяева так нервно отреагировали на попытки заглянуть внутрь? Но в ответ на попытку узнать охранник схватился на телекамеру.
Понять, кто настоящий хозяин этой территории не сложно. Здесь повсюду логотипы и таблички, не только на русском, но даже и на таджикском языке – с названием компании "Хартия".
Данные из открытых источников. Совладельцами «Хартии» числятся две компании - «Рекавери» и «Экогрупп». Судя по базе данных СПАРК, первой принадлежит 40 процентов общества с ограниченной ответственностью, второй – 60. В свою очередь, среди бенефициаров «Экогрупп» – значится Игорь Юрьевич Чайка. Сын бывшего генерального прокурора России. При более детальном изучении активов Игоря Чайки можно обнаружить следующее: в длинном списке связанных с ним фирм упомянуты и та самая «Хартия» (доля владения по всей цепочке более 50 процентов), и та самая «Экогрупп». Причем в разделе «роль в компании» указано «совладелец» с долей почти в 71 процент.
Но почему Владимирская область представляет для "Хартии" интерес? И почему губернатор Сипягин, кажется, – забыл о существовании полигона в Бабанино?
"Если господа Чайки они считают для себя, допустим, какие-то вещи делать, то Сипягин, он должен в данном случае думать не о том, как им угодить, да, а то, как это будет выглядеть для жителей региона", - считает Илья Ремесло, юрист, член Общестенной палаты РФ.
Игорь Чайка и Владимир Сипягин – вместе – в публичном пространстве практически не появляются. Но вот фотографии с заседания представителей рабочей группы госсовета по экологии и посвящено оно - именно обращению с коммунальными отходами. Состоялось 6 марта 2019 года. На снимках – и губернатор, и бизнесмен. По странному стечению обстоятельств, уже в начале апреля – во Владимирской области были объявлены торги, победила в которых фирма «Хартия». Срок контракта – 9 лет.
В сентябре – на официальном сайте компании опубликовано сообщение информ-агентства, с указанием шести районов, которые будет обслуживать «Хартия». Сумма контракта – более 3 миллиардов рублей. И вот как ситуацию оценивают представители владимирского филиала общественной организации ЖКХ-контроль.
"Мое ощущение, что он действительно содействует (семье экс ген-прокурора Чайки, в завозе мусора) в зарабатывании денег", - говорит Альберт Русанен - руководитель Владимирского центра Всероссийской общественной организации «ЖКХ контроль».
Пока подчинённые Сипягину ведомства заключали контракты с компаниями из соседних регионов, сам губернатор продолжал обещать бороться. Ведь это - фундамент ещё его предвыборной компании:
- Затащить сюда московский мусор не удастся. Когда я стану губернатором, я поставлю жесткий заслон! - утверждал он.
Жёсткий заслон – это постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды. В нём действительно указано, откуда должны привозить отходы на местные полигоны – и соседние регионы там не значатся.
Мы приехали в администрацию Владимирской области, чтобы узнать, как губернатор оценивает работу полигона в Бабанино. Но дать комментарий решился только Денис Лякишев из Департамента региональной политики, который якобы сам писал жалобы в Росприроднадзор.
"Я отправлял лично такие документы. И летом отправлял несколько таких документов", - говорит Ляпишев.
Но вот между делом чиновник решил уточнить, на какой именно полигон он жаловался летом?
"А где находится, кстати, Бабанино?", - спрашивает он у журналистов. Оказалось, что он не знает, где находится в области населенный пункт с таким названием.
Мы предложили Денису Лякишеву изучить карту Владимирской области или организовать встречу с губернатором, который якобы держит мусорную тему под личным контролем. Но вышла очередная представительница администрации, которая объяснила, что Сипягин будет держать социальную дистанцию. Из своего кабинета: "Видео комментарий от губернатора будет записан в понедельник".
Свалка в Бабанино – не единственная, которая вызывает вопросы. Рядом с посёлком Покров с августа дымит теперь уже заброшенный полигон.
"У ребенка начались страшные астматические приступы. Это действительно было страшно! Мы не знаем от чего умирали люди. Но когда ты стоишь и проезжает скорая помощь, потом проезжает труповозка обратно", - рассказал местный житель Дмитрий Хохуля.
Летом губернатор отчитывался в "Инстаграме" – всё закрыто. Но, как выяснилось, и эта история дурно пахнет.
Официально эта свалка не работает уже четыре года, но доказать обратное достаточно просто. Мусор сам обо всём расскажет. Вот, например, пакет сока, у него срок годности. И произведён он был 15 мая 2020 года. Бутылка молока от 10 июля, снова 2020-го. Получается, как минимум, этим летом сюда всё ещё привозили отходы.
В итоге со свалкой разобрался не губернатор Сипягин, а местные жители. Они перекопали дорогу и устроили лагерь, чтобы не пропускать мусоровозы.
"Пока мы здесь физически не встали, не стали останавливать автомобили, мусор ехал", - поделился с нами местный житель Денис.
Сипягин не мог не знать, что происходит в его же регионе, – ведь активисты буквально засыпали областную администрацию письмами.
"Сипягин сказал, что (мусор из других регионов) не везут. Нет фактов! Он не видит фактов! Мы видим а он не видит!" - говорит местный житель Денис Калачев.
"Я подозреваю, что есть некие договоренности в верхних эшелонах власти. Потому что в противном случае прокуратура и полиция принимали бы должные меры", - считает районный депутат Александр Киндиков.
Не услышал Владимир Сипягин и жителей поселка Иванищи. Здесь другие проблемы – но масштаб не меньше. Осенью отключили котельную. Людей поставили перед выбором – или вот вам обогреватели и ежемесячный счет за электричество на примерно 3 тысячи рублей. Или – устанавливайте индивидуальные газовые котлы – за 150 тысяч. Тем, у кого нет денег, – рекомендовали взять кредит.
Вот только у у местной жительницы Натальи Лыковой, например, пенсия – десять тысяч рублей.
"Это мне надо ссуду брать 150 000. А на что я потом жить буду? 7 000 я отдам, ну 3000 у меня остается", - говорит Наталья
Решение отключить котельную приняли местные депутаты. Якобы обогревать 6 пятиэтажек слишком накладно. Местные жители обратились к губернатору. Но тщетно.
"Он когда только в депутаты лез, он сюда приезжал, а как он только прошел в губернаторы, он про нас забыл. Про все свои обещания забыл", - говорит жительница поселка Иванищи Любовь Мурыгина.
Пишет письма и Юлия Масляева, которая вынуждена жить в бывшем здании ПТУ, в комнате 36 квадратных метров с четырьмя детьми. Они имеют право на социальное жильё, но такого в городе просто нет. И как бы они не кричали – их тоже не слышат.
"Очень много обращений, в главную жилищную инспекцию, в департамент строительства и архитектуры, и в соцдепартамент, губернатору писала, от губернатора до сих пор ответа мы так и не дождались", - говорит Юлия.
Это здание даже на кадастровой карте значится как нежилое, но именно сюда администрация Владимирской области переселяет многодетные семьи, которые по тем или иным причинам остались без жилья. Разбираясь в похожей истории, мы уже услышали позицию департамента ЖКХ.
"Детей нарожают. И детьми прикрываются как щитом своим", - вот такая позиция у директора департамента ЖКХ Елены Семеновой.
В регионе немало проблем. Местные жители верили, что многие из них будут решены, – когда губернатором станет Сипягин. Имидж либерала и даже оппозиционера помог занять высокий пост. Но для управления областью этого мало. Как и обещаний, которые были даны, но так и не были выполнены. Громкие заявления хорошо влияют на рейтинг политиков, но не подкрепленные делами – плохо сказываются на жизни региона. И ситуация со свалками - лишь один из примеров не только странного менеджмента, но и как минимум странных отношений главы области и представителей влиятельных бизнес-кругов.
"Как только сталкиваются публичные интересы региона с интересами вот этих финансово-промышленных групп то губернатор который ложится под эти группы вынужден принимать решение в их пользу. О каких- то письменных договоренностей здесь речи не идет, потому что ну как губернатор может по сути такую сделку, может быть даже с коррупционным каким-то составляющим? Как он может ее зафиксировать на бумаге, конечно, это устные такие, понятийные так называемая договоренности", - считает член Общественной палаты Илья Ремесло.
Зато нам удалось документ – якобы за подписью Владимира Сипягина, где рекомендуется выделить землю под новый полигон в Александровском районе. И чей мусор там окажется на самом деле – можно только догадываться. Учитывая то, что региональным оператором по вывозу отходов в этой зоне является компания "Хартия", принадлежащая Игорю Чайке.