Version: 1.0.2

Каким был первый советский спутник и как он попал на картину XVI века

Внешний вид первого искусственного спутника Земли неожиданно совпал с видом сферы на картине «Прославление таинства Евхаристии».

С российского космодрома впервые запустят наноспутники. Их размер будет 10 на 10 см, а вес – около 2 кг. Внешние поверхности аппаратов оснащены солнечными батарейками, никаких других источников энергии для них не предусмотрено. Так называемые кубсаты предназначены для проведения научных экспериментов: съемки поверхности Земли и сбора данных о состоянии окружающей среды. Первые космические аппараты были намного массивнее. Искусственный спутник, который СССР запустил на орбиту в октябре 1957 года, весил 83,5 кг. Сколько времени он продержался в космосе? И как изображение первого искусственного спутника оказалось на картине итальянского художника, написанной в 1595 году? Об этом рассказали эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Каким был первый спутник Земли?

Воплощенная в жизнь мечта человечества. Так мировая пресса назвала запуск первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 года. В течение трех недель радиолюбители всей планеты ловили его сигнал из космоса. Над созданием аппарата больше года трудилась команда советских конструкторов во главе с академиком Сергеем Королевым.

«Ракета со спутником были построены на базе баллистической ракеты Р-7 и запущены с научно-исследовательского полигона Тюра-Там, в будущем названного Байконур», - сказал инженер Дмитрий Куликов.

Чтобы ракетоноситель смог вывести спутник на орбиту, конструкторы разработали максимально простой аппарат. По словам специалистов, его внутреннюю электрическую схему мог воспроизвести любой подросток из кружка юных техников.

«Спутник состоял из двух полусфер, весил 83 кг и был закреплен 36 болтами. Он смог сделать 1440 витков вокруг Земли, максимальная удаленность его была 1000 км, минимальная - 228 км от поверхности Земли», - отметил Дмитрий Куликов.

Первый объект, запущенный в космос, выглядел как алюминиевая сфера с четырьмя антеннами.

"Спутник" XVI века

Невероятно, но похожий шар изобразил на своей фреске итальянский художник Вентура Салимбени больше 400 лет назад. «Прославление таинства Евхаристии» считают одной из самых загадочных картин в истории.

«С одной стороны, изображен земной мир, с другой - мир Бога, то есть духовный мир, на котором изображен Бог Сын, Бог Отец и Святой Дух в виде белого голубя», - пояснила искусствовед Наталья Игнатова.

Но как изображение спутника могло попасть на фреску XVI века? Большинство специалистов объясняют эту загадку простым совпадением.

«Эпоха нигилизма предполагала, что художник не ограничен какими-то правилами и канонами в изображении даже религиозного сюжета. Художник мог экспериментировать, поддаваться собственному вдохновению, собственным идеям. Возможно, в рамках такого творческого открытия и познания себя Салимбени пошел дальше привычных правил и создал прообраз будущего спутника», - сказала Наталья Игнатова.

Похожие на антенны предметы на картине — это скипетры, они символизируют власть, их часто изображали на средневековых полотнах, а символ сферы нередко встречается в религиозном искусстве.

Загадочный шар на картине Леонардо да Винчи

Стеклянный шар на картине Леонардо да Винчи тоже не одно столетие занимает умы ученых.

«Его картина «Спаситель мира» — это самая дорогая картина, проданная на сегодняшний день, в 2017 году ее стоимость составила 450 миллионов долларов. Совершенно фантастическая цена. Эта картина в своем роде является образцом эпохи Возрождения», - отметила Наталья Игнатова.

Долгое время искусствоведы спорили, почему стеклянная сфера в руках Христа не искажает пространство вокруг себя. Некоторые художники объясняют это небрежностью да Винчи, но недавно ученые из Калифорнийского университета провели исследование и выяснили, что итальянский мастер изобразил не монолитный, а полый шар.

«Поражает воображение то, что современные технологии позволяют практически в точности определить даже размер сферы, которую держит Спаситель мира кистью Леонардо, ее размер в диаметре примерно составляет 6,8 см, и это стекло тончайшее, то есть толщиной около 1,3 мм», - прокомментировала Наталья Игнатова.

Такие результаты не удивили исследователей, ведь да Винчи увлекался оптикой, в особенности преломлением света.

«То есть он поставил для себя сложнейшую задачу – изобразить преломление света, цвета и складок одежд Христа через стеклянную сферу. С одной стороны, мы тут видим прообраз Земли – круглый шар, с другой стороны, Леонардо решает огромное количество живописных задач», - отметила Наталья Игнатова.

А спустя четыре с половиной века шар оказался не только символом мироздания, но и самой подходящей формой для искусственного спутника Земли. Первоначально инструкторы планировали сделать космический аппарат в виде конуса, но расчеты показали – полую сферу легче наполнить необходимой аппаратурой. Спутник держался на орбите 92 дня, пролетев около 60 млн км, после этого он потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.