Подземные короли: кто ответит за гибель шахтеров в "Листвяжной"?
В десяти угледобывающих регионах России начинаются тотальные проверки всех шахт. От Ростова до Чукотки. Об этом генпрокурор Краснов доложил президенту на совещании по ситуации в угольной отрасли Кузбасса, где разбиралась ситуация с аварией на шахте "Листвяжная". Еще одна история, где деньги оказались важнее человеческих жизней.
Шахта "Листвяжная". Смена горноспасателей готовится спуститься под землю.
– Самочувствие у всех хорошее?
– Хорошее!
– Отлично.
– Взять оборудование! Вперед.
Минута – и отряд уходит в темноту.
Это один из стволов шахты. Не установлено до сих пор содержание метана внутри. Но в принципе, если подойти к двери, то даже здесь чувствуется достаточно неприятный резкий запах.
О нарушениях и на поверхности, и под землей в первые дни после аварии шахтеры буквально кричали. Но сейчас молчат…
Очередной адрес и очередная закрытая дверь. И за сегодня это уже пятый похожий случай. И это при том, что вчера мы получали согласие шахтеров на интервью. Все были готовы ко встрече. Но складывается такое впечатление, что после нашего звонка кто-то еще позвонил и настоятельно рекомендовал не встречаться с журналистами.
В здании местного профсоюза горняков который день ни души. По словам экс-сотрудника "Листвяжной" Евгения Денисенка, здесь едва ли отстаивали права шахтеров. Прошлой зимой его самого уволили за отказ спуститься в забой с высоким содержанием метана. И повод нашли. Согласно рапорту, который оказался в распоряжении нашей программы, Евгений сел в вахтовый автобус без защитной маски.
"Сейчас долго не разговаривают, я же говорю, видите ли, все работники, они запуганы. Как говорится, и новости все смотрят... у всех ссуды, кредиты, все боятся", – пояснил он.
Именно об этом предельно жестко на совещании по ситуации в угольной отрасли говорит Владимир Путин. И о невероятно циничной системе оплаты труда, и о том, что у шахтеров порой просто нет выбора – идти на смерть или нет. Так и произошло на "Листвяжной" 25 ноября…
"Установлено, что руководством шахты систематически принимались меры к сокрытию фактов загазованности шахты метана. Результаты работы датчиков токсичных газов фальсифицировались, решения о допуске шахтеров и подрядчиков к работам принимались по датчику, установленному на поверхности за пределами забоя шахты", – сказал президент.
Михаил Федяев – основной бенефициар компании "СДС-Уголь" и еще ряда крупных компаний. Вот лишь некоторые данные о доходах, которые принесли активы бизнесмена. Последние за 2018 год. Холдинговая компания "СДС" – 302 миллиона рублей. "СДС-Уголь" – 235 миллионов рублей. Прибыль остальных скромнее. Но все вместе – это больше полумиллиарда за год!
Хотя, судя по интервью самого Федяева, как раз в тот период денег ему все равно не хватало.
"Мы сделали это все за свой счет. Морально – это приятно. Материально – это грустно. Потому что денег на многие вещи сейчас не хватает", – заявлял Федяев.
Это слова человека из списка Forbes "200 богатейших бизнесменов России". Состояние которого оценивается в полмиллиарда долларов. Вот он же на совещании с президентом. За этим же столом – и гендиректор "СДС-Уголь" Геннадий Алексеев. Оба сидят, опустив голову.
– Михаил Юрьевич, совет директоров следит за тем, что происходит в сфере безопасности или только деньги считает?
"Я готов понести любую ответственность, людей сейчас не вернуть, это все очень больно и страшно, поэтому я больше ничего не могу сказать, извините", – ответил он.
"Никаких огульных обвинений, наездов, как в народе говорят, никто допускать не будет. Но все-таки фальсифицировались эти данные. Ведь кто-то это делал. Зачем? Чтобы побольше там добыть и на экспорт отправить? Зачем? Результат-то какой трагический. Теперь все сидим и все головы опустили", – отметил глава государства.
Владимир Путин, кажется, с трудом сдерживает эмоции. И это почувствовали все, даже за тысячи километров.
"Почему Федяев сидит и перед президентом, опустив голову, оправдывается? Он должен сам сидеть в первую очередь. Он их хозяин. Он их заставлял, всех этих директоров. Ему нужна была только добыча. А люди это так, расходный материал", – заявил шахтер Александр Лузин.
Сам Александр уволился с "Листвяжной" всего за пару недель до катастрофы.
"Я работал 15 лет проходчиком, руководил пять лет проходческой бригадой. Но такого ужаса, который творился на шахте "Листвяжная", я никогда не видел. Начальство заставляло ребят работать в газовой атмосфере. А деваться некуда. Мы шахтеры. Нам надо кормить семьи", – отметил он.
Зато представители отраслевого профсоюза хоть и не снимают ответственности с руководства шахты и компании, говорят об удивительной отзывчивости долларового миллионера Федяева.
"У компании "СДС" порядка больше 4 тысяч пенсионеров. Федяев, хозяин компании, принял решение: каждому, кто привился, вручили подарок – масло растительное сгущенку, тушенку, конфеты", – отметил Иван Моханчук.
Личного состояния в полмиллиарда долларов хватило на тушенку, но оказалось недостаточно, чтобы навести порядок на "Листвяжной". И шахтеры столкнулись с той же системой, которая в 2010-м привела к взрывам на "Распадской". Тогда погиб 91 человек. Нам удалось найти участника расследования той катастрофы.
"Система оплаты труда, да тех же обычных шахтеров, завязана на добыче. Если не даешь план, то получаешь в два раза меньше. Поэтому они вынуждены были рисковать", – считает профессор, консультант по научно-исследовательской работе Анатолий Трубицын.
Машинист Денис Новичков говорит, что не боится лишиться премии или части оклада. Шантаж заключается в другом: не пойдешь – потеряешь работу
"При этом говорят, что закроем спуск в шахту, что не будешь здесь работать. Пугали тем, что знают все, что кредиты, семьи и что устроиться на шахту другую проблемно. То есть не будет работы у тебя", – заявил он.
А где были сотрудники регионального Ростехнадзора до аварии? С этим вопросом заходим в главный офис ведомства в Кемерове. Но на проходной за всех отдувается начальник отдела делопроизводства.
– Все ж на расследовании аварии. Никого ж здесь нет.
– Да ладно, все на шахте?
– Конечно, сейчас расследуют последствия аварии.
Руководитель управления Александр Мироненко к нам так и не вышел. Но, судя по всему, взаимодействие с бизнесом было налажено на самом высоком уровне. Июль этого года. Глава Ростехнадзора Трембицкий и гендиректор "СДС-Уголь" Алексеев подписывают соглашение. Обсуждают промышленную безопасность. Сообщают, что за два года – ни одного ЧП.
Пока у следствия вопросы только к двум инспекторам Ростехнадзора, что отвечали именно за Белово. Оба под арестом.
Еще одна интересная деталь в этой трагедии – бегущая строка на одном из административных зданий предприятия, которая гласит, что если шахтер столкнулся с нарушением правил промышленной безопасности, то вправе обратиться в Ростехнадзор. Вот только сделать это анонимно не получится. Дело в том, что приемная находится прямо здесь, на территории шахты, в 32-м кабинете. Вот только появилась эта строка совсем недавно.
"До этого не было никаких этих строк. У меня последняя смена была 21 ноября, там постоянно бежала строка на комбинате прям вот такими буквами: примут водителей на автобус, на МАЗы – машины", – отметил Новичков.
Каждый, с кем мы смогли побеседовать, уверяет: исправить ситуацию было невозможно. Ведь если и появлялись жалобы, то их спускали тому, кто якобы сам гнал шахтеров на опасный участок.
"Магалимов Рустам, отчество я его не знаю, замдиректора по производству шахты "Листвяжная", непосредственно заставлял нас, людей, начальников смены заставлял, чтобы они заставляли игнорировать метан и работу продолжать", – завил Денисенков.
"Там должен быть еще и второй замдиректора по производству Магалимов Рустам Тахирович, непосредственно было много таких ситуаций. Приезжал Роспотребнадзор, просто они даже в шахту не ходили, бумажки подписали и поехали", – поделился Новичков.
Общения с журналистами Магалимов старательно избегает. Отвечает только на звонки подчиненных, и то, чтобы узнать о ходе расследования. Сегодня для заместителя директора пришли плохие новости.
– Это кто?
– Это шахтер, который работает там. То есть, смотри, я давал показания о том, что ты просил дизелистов шахты ехать в газ и вообще, как бы, работяг отправлял работать в газ.
– Короче, мне сейчас некогда. Я занимаюсь плановой ликвидацией аварии.
После Магалимов и вовсе выключил телефон.
Под арестом сейчас начальник участка Сергей Герасименок, замруководителя шахты Андрей Молоствов и его начальник Сергей Махраков. Последний – обладатель почетного звания "Директор шахты – 2021".
– Так как мы работаем в компании "СДС-Уголь", поэтому много-много вам денег желаю.
Это под его руководством на "Листвяжной" перевыполнили план и добыли 5 миллионов тонн угля досрочно, о чем сообщалось на официальном сайте. И только теперь понятно, какой ценой...
Еще раз. В 2010-м после "Распадской" в перечне поручений Путин приказал Правительству зафиксировать в федеральном отраслевом соглашении оплату труда шахтеров. 70 процентов – фиксированная ставка, и 30 процентов – от выработки. Чтобы у работника всегда была основная часть, которая не зависела бы от того, сколько угля он добыл. И все собственники шахт подписали это соглашение. Но вот только формулировки там оказались такие, что в основную часть включили и оплату сдельной работы, и надбавки за труд во вредных условиях, и доплату за тарифные ставки.
"А что это означает? Это означает, что это позволяет фактически привязать оплату труда шахтеров к количеству добытого сырья – вот к чему это ведет в практическом плане, в жизни, создает экономические стимулы для шахтеров пренебрегать требованиями безопасности, и обвинять их в этом нельзя. Людям семьи кормить нужно, и они рискуют", – указал Путин.
Президент потребовал исключить из основной части заработка шахтера выплаты, зависящие от выработки. Возникает вопрос: а почему эта история с буквально принуждением к риску вообще появилась? Каким образом ответственные лица в Правительстве не замечали этой ситуации? Министр труда Антон Котяков отчитался о том, что только однажды им удалось уловить нарушение этого соглашения
"Был выявлен единственный случай, который демонстрировал, что отраслевое соглашение было нарушено, и было вынесено решение с наложением соответствующего штрафа на юридическое лицо в размере 310 тысяч рублей", – рассказал министр.
"Не могу сказать, что вы предоставили глубокий анализ, я не удовлетворен вашим ответом. Вот справка из Правительства как раз по поводу того, как исполнены поручения от 24 июня 2010 года. Здесь по каждому пункту – по каждому пункту! – "исполнено", "исполнено", "исполнено". Нет ни одного пункта, где было бы написано "не исполнено" или "исполнено частично" – все исполнено", – заявил Путин.
А вот Иван Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, очень живо рассказывал на заседании, как не может повлиять на руководителей шахт. Член Центрального штаба ОНФ, на двух выборах был доверенным лицом президента. А, по его словам, результат работы профсоюза, получается, – ноль. При всем уважении. Хотя вся мощь российских профсоюзов, как правило, тратится на массовые демонстрации 1 мая. Но два года подряд не было демонстраций. В угольной промышленности эта ситуация с циничным нарушением прав рабочих, с угрозой их жизни, с потогонной системой длится годами.