Более миллиона российских семей рискуют лишиться квартир в самостроях
Газета "Известия" опубликовала просто шокирующую статистику: почти миллион россиян может в ближайшее время лишиться собственного жилья, а все потому, что построено оно было незаконно. И речь идет не только о частных домах, в том числе и огромных жилых комплексах на сотни квартир по всей стране. Что будет с такой жилплощадью, а главное - как не оказаться самому в такой статистике, выяснили журналисты РЕН ТВ.
"Миниатюрные балконы" в малогабаритных квартирах выглядят, как игрушечные. Впрочем, в этом доме Подольска даже такой крошечный размер считается роскошью. Экскурсия в самострой начинается с двери.
Елена Кравцова показывает двухуровневую студию на двадцати квадратных метрах. В ремонт вкладывались всей семьей - рисковали. По документам Елена - тут никто, просто потому что никаких документов у нее нет. Квартиру купила еще в 2013-м по объявлению в интернете, застройщик обещал прописать ее через месяц. За восемь лет женщина "прописалась разве что в судах". Уже живя здесь, она случайно узнала, что дом вместе с ней и другими жильцами выставили на продажу.
"Под видом покупателей, что хотим купить дома, звонили по номеру. Он говорит: "Ну, пожалуйста", мы говорим: "Там же жильцы", он говорит: "Выкиньте их сумки", - рассказала женщина.
В такой же ситуации - без прав и прописки - оказались жильцы пятидесяти двух квартир. Хотели выгодно купить жилье, а нарвались на мошенников.
"Судятся люди сколько лет, но пока живут, крыши над головой ни у кого нет другой, люди согласны на такие условия", - заявила жительница дома Наталья Оболенцева.
В своих судебных исках обманутые истцы и их адвокаты описывают мошенническую схему. Вадим Паламарчук, cейчас он под следствием, приобрел в Подольске участки под индивидуальное жилищное строительство, но вместо коттеджей построил многоквартирный дом. Продал в нем квартиры и объявил себя банкротом.
"Денежные средства, которые они собирали, - до полутора миллиардов рублей, так или иначе не все деньги тратились на строительство этих комнатушек, язык не повернется назвать квартирами", - отмечает юрист Владимир Сазонов.
При этом у новостройки нет даже своего кадастрового номера, как, впрочем, и управляющей компании. На коммунальные услуги люди скидываются вскладчину. До недавнего времени жильцы переводили деньги на счет все того же Паламарчука, он создал подставную фирму, которая под видом управляющей компании собирала платежи.
Двухэтажка в Подольске, которой нет, - это только один пример. Дома-призраки вырастают повсюду. Мошенническая схема по незаконному вводу самостроев старая, но масштабы этой аферы заставляют говорить о ней совершенно по-новому. В центре национальной строительной политики приводят цифры, из-за которых захочется уехать в деревню. В России сейчас 40 тысяч многоквартирных домов в очереди под снос. Без крова разом могут остаться более одного миллиона семей, которые покупали квартиры "за свои деньги", но так и остались в них "чужими".
"10 миллионов квадратных метров - жилье самовольного строительства. У нас есть целые поселки, которые не имеют статуса, эти самострои попали в запретные зоны, и там целый поселок домов находится под угрозой сноса", - рассказал Александр Моор, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики.
Чтобы зарегистрировать право собственности ну, или хотя бы подтвердить факт оплаты, жильцам нужно обращаться в суд, впрочем, это помогает не всегда. Четырнадцатиэтажное доказательство этому пока еще стоит в Геленджике. Дом на 440 квартир сносят дольше, чем строили. Суд не может решить его судьбу с 2013 года. Изначально строительство разрешили, но после того как все квартиры были проданы, резко запретили.
"Мне в течение часа выдали свидетельство на собственность, если они знали, что это "филькина грамота", почему даете и аннулируете этот документ, хочу кормлю - хочу голодом заставлю сидеть", - говорит покупатель Наталия Симонова.
Несостоявшиеся жильцы квартиры с кадастровыми документами на руках смотрят, как прямо на их глазах дом разбирают на кирпичи.
"Мы оказались в этой цепочке нарушений крайним звеном, теперь мы и без жилья, и без денег", - заявила покупатель Надежда Калмыкова.
Застройщики в тюрьме, у чиновников - ступор. Они шлют отписки покупателям, в которых дают понять, что никакой компенсации не будет. Без жилья могут остаться 900 человек, в Генеральной прокуратуре пообещали детально разобраться в ситуации и провести проверку по каждому случаю. Юристы в свою очередь советуют жильцам обращаться в вышестоящие судебные инстанции.
В том же центре национальной строительной политики сейчас обсуждают идею создания единого реестра проблемных объектов. Если самострой будет признан безопасным, его узаконят, а жильцов не выгонят.
"Легализовать свой дом через суд" пытаются и жители Подольска. Несколько человек уже даже смогли оформить квартиры в собственность. Теперь у них другая проблема, их старому- новому дому уже нужен ремонт.