Version: 0.1.0

Спасет ли новый "Бэтмен" российские кинотеатры

Российские зрители поделились впечатлениями о новом "Бэтмене" в кинопрокате

Бэтмен добрался до России и вовсю спасает, но не города от преступности, а кинотеатры от разорения. Один из главных блокбастеров года теперь можно увидеть на большом экране с опозданием в 3,5 месяца.

Корреспондент "Известий" Артур Ишпулатов выяснил, как удалось организовать показ голливудского боевика в нашей стране и что еще делается для помощи кинотеатрам.

Он и правда здесь, в российских кинотеатрах. Хоть с опозданием, но отечественный зритель все-таки увидел премьеру нового "Бэтмена".

"Сюжет очень интересный, несмотря на то, что фильм идет три часа", – говорит один из зрителей в кинотеатре.

"Интересный фильм… Ну, на троечку из пяти, на самом деле. Короче, на один раз", – говорит другой зритель.

"От Бэтмена я изначально ожидал какого-то такого экшена", – отмечает третий.

Зато вокруг премьеры в нашей стране экшена было хоть отбавляй. Выйти в прокат "Бэтмен" должен был еще в начале марта. Российскому зрителю давали преимущество – показать фильм обещали на день раньше, чем во всем мире. А получилось – позже всех.

В некоторых кинотеатрах афишу "Бэтмена" возвращать не стали. Во-первых, на ней старая дата. Во-вторых, всю печатную рекламу делают российские филиалы киностудий, которые теперь не поставляют контент. И переделывать афиши не будут. Правда, сработало сарафанное радио. И даже без промо-кампании билеты покупают активнее, чем ожидали работники кинозалов.

Весной, буквально за день до премьеры, Warner Brothers заявила, что "кина не будет", и отменила прокат в России. Причем, как говорят владельцы кинотеатров, сделала это незаконно.

"Отозвали свое разрешение на публичный показ этого фильма, что противоречит действующему генеральному договору. Поэтому данные действия правообладателя фактически являются превышением права. То есть это незаконно", – отметил член совета ассоциации владельцев кинотеатров Сергей Пирожков.

Получается, нельзя было запретить показывать фильм, когда уже заключили договоры, а российский Минкульт выдал прокатное удостоверение. Это нарушение условий сотрудничества. И "Бэтмен" бы отправился спасать Готэм на наших экранах вовремя, но тут вмешалось отключение некоторых банков от SWIFT, которое не позволило отчислять половину от стоимости каждого билета правообладателю, как того требовало соглашение, но выход был найден.

"После того как вышел указ президента о возможности производить расчет в рублях, в специальном механизме, который позволял рассчитаться в рублях, а впоследствии по обращению заинтересованного получателя конвертировать эти средства, создалась уже юридическая возможность для производства расчетов с правообладателем", – отметил адвокат, директор центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин.

Владельцы кинотеатров обратились в Warner Brothers с просьбой открыть счет для перечисления части денег от продажи билетов. Ответа не последовало. Если глухая оборона продлится и дальше, спецсчет в адрес киностудии откроют сами руководители кинозалов.

Впрочем, владельцы кинотеатров все равно ломают голову, как не прогореть. Выход "Бэтмена" позволит им остаться на плаву несколько месяцев. Чтобы хоть как-то заработать, показывают советское кино и фильмы 90-х. На экраны вернулись "Любовь и голуби", "Асса", "Брат". Но желающих пересматривать их не очень много. Спасением кинотеатров эксперты называют закон о принудительном лицензировании. Сейчас власти разрабатывают механизм, который позволит легализовать кино из недружественных стран, используя лазейки в законе.

"Российские офисы крупных студий работают на СНГ. Некоторые студии отменили премьеры в России, но не отменили их во всем СНГ. Если смогут обязать принудительно выдавать прокатные удостоверения либо снимут ответственность уголовную с нас за показ без прокатного удостоверения, то мы готовы отчислять прокатную плату, если мы каким-то законным образом сможем получать контент", – отмечает управляющий кинотеатром Сергей Головченко.

Проще говоря, обязать российские филиалы иностранных киностудий вместе с лицензиями на прокат в СНГ выдавать их еще и для показа в России. В противном случае Warner Brothers, Universal и другие просто потеряют весь рынок СНГ. Кстати, были случаи, когда во всем мире голливудские новинки проваливались, но пользовались успехом в России. За счет этого удавалось не только выйти в ноль, но и немного заработать. Одним из таких был "Джон Картер", который раскритиковали на Западе, но тепло приняли у нас.

В России на большой экран вышел "Бэтмен" Мэтта Ривза