Экс-секретарь коменданта концлагеря нацистов попыталась сорвать суд
В Германии от правосудия сегодня пыталась улизнуть та, что служила личной помощницей коменданта концлагеря Штуттгоф. В его стенах были зверски убиты как минимум 65 тысяч узников. Сегодня ей 96 лет, но даже в столь преклонном возрасте она заставила полицию за собой побегать. О погоне за нацистской преступницей – в материале РЕН ТВ.
За день до 75-й годовщины окончания Нюрнбергского трибунала, очередной суд над пособниками нацистов должен был стать наглядной демонстрацией – у таких преступлений нет срока давности. Но возле суда зависло неловкое молчание.
Нацистские преступники на пенсии оказались теми еще стариками-разбойниками. Бывшая секретарша концлагеря Штуттгоф этим утром просто взяла и сбежала от правосудия, сев в такси и уехав в неизвестном направлении. Терять в 96 лет – нечего.
Сбежала в том числе от настигшего под конец жизни позора. Немецкие СМИ публикуют ее записку с оправданиями в адрес председательствующего.
"Я хотела бы избавить себя от этих затруднений и не выставлять себя на посмешище перед человечеством", – говорила она.
Но в итоге на посмешище себя выставил сам суд.
Впрочем, то, что сотворила Ирмгард Фурхнер сегодня – мелкая шалость по сравнению с тем, в чем ее обвиняют под конец жизни – соучастии в массовых убийствах евреев, польских партизан и советских военнопленных. С июня 1943 по апрель 1945-го она работала стенографисткой в концлагере Штуттгоф на территории оккупированной Польши. И даже как-то странно слышать сейчас от ее адвоката, могла ли рядовая машинистка знать обо всех зверствах карателей.
Но кто как не секретарь комендатуры лучше других мог знать, что действительно творилось внутри концлагерей, дотошное протоколирование каждого шага Гестапо в итоге оборачивается против пособников нацистского режима.
Фурхнер печатала приказы о депортациях и казнях под диктовку самого коменданта Штуттгофа Пауля Вернера Хоппе, а значит, наравне с другими обвиняется в гибели 10 000 человек, убитых за весь период ее работы.
Прецедентом для подобных дел послужило одно из первых таких громких расследований в отношении бывшего надсмотрщика концлагеря Собибор Ивана Джона Демьянюка в 2011 году, после которого суд взял за правило: доказательством вины служит сам факт работы в концлагере.
За последние годы по схожим обвинениям на скамье подсудимых оказывались не только всевозможные охранники концлагерей, но и гражданский персонал – например, "бухгалтер Освенцима" Оскар Гренинг.
Дело Ирмгард Фурхнер – первое в отношении женщины. В Германии для поимки бывших нацистских преступников была создана даже отдельная прокуратура, главу которой называют не иначе как "охотником за нацистскими головами".
"Здесь центральная картотека, 1,7 млн досье, в том числе на бывший персонал концлагерей, там очень много информации об охранниках, это наш основной источник", – говорит глава центрального управления по расследованию преступлений национал-социализма в Людвигсбурге Томас Вилл.
Когда-то все эти архивы составляли такие же молоденькие машинистки вроде Ирмгард Фурхнер. Полдня за ней гонялись полицейские и в итоге схватили. Примечательно, сбежавшую из дома престарелых будут судить как подростка – на момент работы в Штуттгофе она была еще девушкой.
А всего через неделю перед судом должен предстать еще один бывший охранник концлагеря Заксенхаузен, ему и вовсе исполнилось уже 100 лет, далеко не уйдет.