Европа предлагает «выкуп» за Навального
Европейский суд по правам человека потребовал от правительства России освободить Алексея Навального из тюрьмы в качестве обеспечительной меры.
В юриспруденции это применяемые судом срочные процессуальные меры временного характера, гарантирующие возможность реализации исковых требований или способствующие сохранению существующего положения до вынесения окончательного судебного акта.
В контексте ЕСПЧ речь идет о неотложных мерах, непринятие которых может угрожать жизни или здоровью. Такие меры применяются на основе 39-го правила регламента этого суда. Согласно ему, по обращению стороны дела или другого заинтересованного лица суд может указать сторонам на обеспечительные меры, которые следует принять в интересах сторон или надлежащего порядка проведения производства. При этом, согласно правилу, эти меры являются обязательными для государства, в отношении которого они приняты. Такие требования в реальной судебной практике исполняются всегда.
Что ж, красивый ход! Не поспоришь. Очевидно, он был заранее продуман, учитывая, что обращение к российским властям подавали еще 20 января, то есть — до замены условного срока Навальному на реальный.
Однако есть несколько «но».
Во-первых, применение правила 39 — это сверхэкстренная процедура, оно осуществляется, как уже было сказано, только в крайних случаях, когда речь идет об угрозе жизни или иных непоправимых последствиях. Не думаю, что в Европе не понимают, что никакой угрозы Навальному нет. Если бы она была, они его просто не пустили бы в Россию — ведь они так борются за гуманизм, и, выходит, сами же отправляют человека в тюрьму? Тогда они или идиоты, или сделали это намеренно, чтобы слепить из него «мученика».
Во-вторых, удивляет избирательность ЕСПЧ. Совсем недавно глава российского МИД в ходе встречи с европейским коллегой Жозепом Боррелем напомнил ему о ситуации с сидящими в Испании членами каталонского правительства:
«Вспомнил об этом в связи с тем, что наш суд был обвинен в принятии политизированного решения. Судебные власти Германии и Бельгии обращались к испанскому руководству по поводу тех трех каталонцев с призывом отменить приговоры, принятые по политическим мотивам. Испанские власти ответили: «Вы знаете, у нас есть наша судебная система. Даже не думайте сомневаться в тех решениях, которые мы принимаем в наших судах по нашим законам». Это — ровно то, что мы хотим от Запада в плане взаимности».
Почему ЕСПЧ не потребовал применения обеспечительных мер в отношении этих людей — непонятно. Почему министр иностранных дел Испании заявляет, что у них нет политических заключенных, а есть заключенные политики, и никто в Европе не требует ввести санкции против Мадрида — непонятно.
Может, ЕСПЧ и весь ЕС необъективны? Может, у них какие-то двойные стандарты?
Наверное, по-другому никак нельзя объяснить тот факт, что решения судебной системы Испании не могут быть предметом обсуждения, а наши — могут и являются уже больше месяца.
Может, ЕСПЧ применил правило 39 в отношении Джулиана Ассанджа, которого лишили здоровья и чуть не выдали в США, где его могли ждать пытки и казнь? А в отношении отсидевшего на Украине без приговора суда больше года Кирилла Вышинского?
Зато ЕСПЧ нередко применял это правило против России. В частности, в отношении вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна, террориста Олега Сенцова и украинских моряков — участников «керченской провокации». Правда, во всех случаях речь шла о предоставлении медицинской помощи, но никак не освобождении. Повторю, нередко суд требует отложить экстрадицию или депортацию, но чтоб требовать взять и освободить осужденного по уголовному делу (отсутствие политической составляющей в деле Навального ЕСПЧ сам ранее признавал) — это что-то новенькое…
Типичные двойные стандарты.
Абсурдность ситуации такова, что несмотря на жесткое давление трое из семи судей ЕСПЧ отказались подписывать требование. Причем это судьи из, мягко говоря, не самых дружественных России стран: Эстонии и Бельгии.
Даже они не захотели участвовать в фарсе!
Да, есть еще одно «но».
Еще прошлой осенью Госдума приняла конституционный закон «О безопасности», в котором закрепляется приоритет Конституции России над нормами международного права. Это было сделано в соответствии с поправками в Основной закон, принятых на всенародном голосовании.
Впрочем, едва ли европейцев устроит этот ответ. Помнится, британцы в 2007-м на полном серьезе предлагали нам поменять Конституцию, чтобы разрешить выдачу наших граждан, которых они в чем-то там подозревают, что родило знаменитый мем про «мозги им надо поменять, а не Конституцию».
Очевидно, что за 14 лет мозги они так и не поменяли и продолжают обращаться к России с шаблонными требованиями, словно к своим колониям, как общались с нами все 90-е.
Но сейчас не 90-е, Россия — другая, и ее реакция на ультиматум была предсказуемой. Минюст назвал требование ЕСПЧ заведомо неисполнимым и грубым вмешательством во внутренние дела страны и «переходом за красную линию».
Россия, конечно, ничего исполнять не будет. Но не этого ли они и ждут, чтобы ввести новые санкции?
«Нет варианта, что Россия не исполнит это решение, даже Турция такие решения исполняет. Россия всегда исполняла такие решения, исполнит его и сейчас», — написал в Telegram эмигрировавший в Германию директор ФБК* Иван Жданов.
Поздравляю вас, гражданин, соврамши!
По данным Минюста, в 2020 году из 223 требований ЕСПЧ о применении обеспечительных мер к России было удовлетворено лишь 36, в остальных случаях были предоставлены аргументы, подтверждающие отсутствие нарушений прав и свобод человека. И во всех этих 187 случаях не было такой истерики.
Впрочем, надо понимать, никаких инструментов принуждения суверенных правительств к исполнению этих «обязательных к исполнению требований» у них нет. Максимум, что они могут сделать — приостановить полномочия России в ПАСЕ.
Ну, это мы уже проходили. «На что жить будешь, Вера Николаевна?» ((с) из к/ф «Вокзал для двоих»).
Конечно же, надо понимать, что ЕСПЧ тут используется в качестве пацана, которого гопники отправляют нагрубить прохожему, чтобы вызвать соответствующую реакцию, а затем «вступиться» за него.
Очевидно, что инструментом воздействия на Россию будут новые санкции. О санкциях по «делу Навального» Европе сегодня не говорит только ленивый.
Интересное дело получается, санкциями Россию шантажируют, требуя отпустить Навального. Отпустите — санкций не будет (впрочем, они обязательно еще будут за что-то другое), не отпустите — заплатите за это. То есть нам фактически предлагают «выкупить» Навального, обещая не «штрафовать». Выкупить человека, осужденного за экономическое преступление.
Оригинально. Это если за каждого нейтрализованного мошенника будут грозить санкциями — какой-то капкан для экономики получается.
Но главное, сама же Европа тут действует как тот же чиновник, вымогающий взятку. Как бывший губернатор Кировской области Никита Белых, он же бывший начальник Навального, который пригласил его в область и покровительствовал ему, когда тот воровал деньги «Кировлеса».
Кстати, почему Европа не требует немедленного без всяких условий освобождения Никиты Белых, который уже пятый год сидит? Он не их «герой»? Он не является их «агентом», которого нужно непременно спасти из лап «кровавого режима»?
Примечательно, что «агента» они сами же и выдали. Или даже внедрили. Ведь дело даже не в поводе для новых санкций, а в раскачивании ситуации внутри России как раз изнутри. Даже в российской тюрьме — Навальный на порядок эффективней, чем в эмиграции, ведь его отсидка — это постоянный «возбудитель» не только для Запада, но и для уличной оппозиции, которая в иной ситуации никогда бы не собралась вместе — слишком разные люди с разными взглядами и требованиями. А тут им выдали объединяющее знамя и лозунг — «Свободу Навальному!»
Учитывая, что это требование заведомо неосуществимо, авторы проекта явно рассчитывают, что оно будет работать еще долгое время, а не на две-три или даже четыре акции….
* Фонд борьбы с коррупцией включен Минюстом в реестр НКО — иностранных агентов