Version: 0.1.0

Чьи интересы защищает СПЧ: об инициативах со встречи с Путиным

Юрий Городненко
Из года в год представители СПЧ вытягивают на свет личные проблемы и преподносят их как всероссийские.

9 декабря 2021 года состоялось очередное заседание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Подобные мероприятия проходят ежегодно. В функции СПЧ входит разработка законопроектов, обеспечивающих конституционные права всех граждан. Это в теории. На практике же из года в год можно наблюдать одну и ту же картину: представители СПЧ вытягивают личные проблемы и преподносят их как всероссийские.

Подчеркнём: делают это, несмотря на то, что совет должен заниматься правами всех граждан страны, а не претензиями отдельных персон.

Конкретно об инициативах СПЧ в этом году.

Право на свободу и личную неприкосновенность

Предлагается: внести в Уголовный кодекс отдельную статью «Пытки»; предоставить обвиняемым в экономических преступлениях возможность на время следствия находиться под домашним арестом.

Знают ли члены СПЧ, что в УК РФ уже есть подобная статья? Она называется «Истязание» и включает в себя все виды пыток. Хотя бы заглянули в Уголовный кодекс, прежде чем демонстрировать своё невежество всей стране.

Относительно домашнего ареста для обвиняемых по экономическим преступлениям. Понятие «экономические преступления» включает в себя любые преступные деяния, причиняющие ущерб экономическим и хозяйственным интересам предприятий и граждан. В это понятие входит не только, например, неуплата налогов, но и кража бюджетных средств в особо крупных размерах.

Во всех правовых государствах к подобной категории преступников применяются более жесткие наказания, нежели к тем же налоговым преступникам. И этот принцип одинаково действует как на время следствия, так и при вынесении приговора. Подобное правило существует в качестве меры назидания для тех, кто решит также украсть зарплаты у рабочих, пенсии у стариков, пособия у матерей и детей.

Право на жилище

Предлагается: расширить количество приютов для бездомных в Москве.

Это вообще о чём? Это бюджетный вопрос для рассмотрения на региональном уровне. Какое отношение к этому имеет СПЧ? И главное, как это улучшит ситуацию с увеличением армии бездомных на общероссийском уровне?

Для решения проблемы необходимо ставить вопрос о расследовании причин утраты жилья, создания барьеров для предотвращения подобных утрат, а также восстановлении прав на жилплощадь. Ведь бездомными, как правило, становятся в результате обмана, мошенничества.

Право на благоприятную окружающую среду

Предлагается ограничить отлов и содержание в вольерах косаток и белух научными, учебными и культурно-просветительскими целями. Но ведь это уже прописано в законодательстве, и на этот факт справедливо обратил внимание президент. Если закон нарушается, то следует обращаться в Следственный комитет, Генпрокуратуру, а не изобретать путаные новации.

Кроме того, в сфере экологии существует масса более важных проблем: свалки, загрязнение атмосферы, сокращение лесов и т. д. Где инициативы по всем этим проблемам?

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Предлагается ограничить введение QR-кодов в регионах. И вновь это компетенция региональных органов власти. А главное, неужели все вопросы борьбы с коронавирусной пандемией заканчиваются только на проблеме QR-кодов? Почему ничего не сказано об укреплении системы эпидемиологической защиты страны?

Право на труд, право на предпринимательскую деятельность

Предлагается снять все ограничения на кредитование НКО и предоставить им дополнительные льготы. Члены СПЧ вообще понимают, что такое система кредитования? Кредитуют коммерческую деятельность, т. е. деятельность, которая приносит прибыль. Некоммерческие организации по определению не относятся к этой категории. Что же касается вопроса о льготах, то это больше смахивает на открытый лоббизм.

Право на образование, защиту семьи, детства

Предлагается сформировать институт школьных советников-воспитателей (аналог советских пионервожатых), усовершенствовать процедуру оформления паспортов антитеррористической защищённости школ.

Где же инициативы по содержанию образовательных программ, по системе преподавания, поступлению в вузы, трудоустройству выпускников, защите семьи, наконец? Где это всё?

Право на свободу слова

Предлагается забрать у Минюста право присваивать статус иноагента и передать его судам. Интересно, понимает ли автор данной инициативы, что суды не являются регистрационными органами. Они занимаются спорами. Поэтому во всех странах, где существует статус иноагента, он присваивается именно министерствами юстиции.

Право соотечественников на защиту со стороны России

Предлагается ввести в российское законодательство понятие «геноцид» для защиты соотечественников. Как можно состоять в Совете по правам человека и не знать, что в УК РФ уже есть статья «Геноцид»? Не знать, что Следственный комитет РФ активно использует эту статью для защиты соотечественников, в частности, в Донбассе?

Частные интересы

Общее для перечисленных инициатив то, что они относятся к частным случаям и никак не влияют на ситуацию с правами всех граждан. Причём, о некоторых из наших прав в СПЧ и вовсе «забыли». Не прозвучало никаких инициатив по защите конституционных прав на защиту личной информации, прежде всего, в Сети, права собственности, права на квалифицированную юридическую помощь, права на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Зато некоторые из членов СПЧ так озаботились государственным устройством России, что их высказывания потянули на уголовную статью.

Хуже всего, что члены Совета по правам человека не хотят ограничиваться законотворческими полномочиями. Наиболее частое предложение, звучавшее в ходе заседания совета, – предоставить властные полномочия, вплоть до контроля за деятельностью… министров. Видимо, следующий год члены СПЧ вновь потратят не на защиту прав граждан России, а на разработку своих новых, по сути, «президентских» функций.