Version: 0.1.0

Несчастливая К-19: за что атомную подлодку СССР прозвали "Хиросимой"

Ценой своих жизней моряки предотвратили катастрофу планетарного масштаба.

К-19 - первый атомный ракетоносец СССР. Его спустили на воду в 1959 году, а через 30 лет вывели из состава флота. Что произошло с подлодкой? Почему у моряков она пользовалась дурной репутацией? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Холодная война

Решение о строительстве К-19 приняли во времена Холодной войны. Подводная лодка с ядерными ракетами на борту должна была обеспечить преимущество в противостоянии сверхдержав. Почти одновременно в Советском Союзе и США начали проектировать атомные ракетоносцы К-19 и George Washington.

"Это был жизненно важный правительственный заказ. Торпедные атомные подводные лодки у нас были, а ракетных не было", - рассказывает капитан первого ранга, писатель Николай Черкашин.

Плохая примета

Конструкторов торопили с проектом, рабочие трудились в три смены. Результат бесконечной спешки - несчастные случаи на производстве.

"К-19 не зря прозвали невезучей подводной лодкой - за ней тянулся шлейф печальных событий. То погибли женщины-маляры, которые красили балластную цистерну изнутри, то погиб рабочий, попавший между стыков отсеков", - делится Николай Черкашин.

О том, что субмарина несчастливая, моряки шептались еще во время ее спуска на воду. Бутылка шампанского, которую по обычаю разбивают о борт судна, осталась целой, а на флоте это плохая примета.

Напрасная спешка

Дурную репутацию К-19 подтверждала не раз. При первом погружении на предельную глубину лодка едва не затонула из-за ошибки конструкторов, не устранивших сильный крен. А во время экстренного всплытия субмарина чуть не столкнулась с судами, которые участвовали в учениях. Вскоре выяснилось: спешка при проектировании и строительстве оказалась напрасной. Технически К-19 прилично проигрывала американской субмарине. В отличие от нее, советская подлодка могла поражать цели только из надводного положения.

Череда неприятностей

Летом 1961 года во время учений в Арктике на лодке произошла первая серьезная поломка реактора. Члены экипажа не только спасли субмарину, но и предотвратили техногенную катастрофу. Чтобы не допустить радиационной аварии планетарного масштаба, свои жизни отдали девять подводников. Командование Северного флота просило руководство страны присвоить морякам звания Героев Советского Союза, но, по одной из версий, Хрущев отрезал: "За аварии не награждаем". После аварии К-19 прозвали "Хиросимой" - как оказалось, вполне оправданно. В Баренцевом море подлодка столкнулась с американской субмариной Gato. Экипаж Gato решил, что советские подводники пошли на таран, и уже собрался торпедировать К-19.

В феврале 1972-го в девятом отсеке вспыхнул пожар. Один из трубопроводов гидравлической системы лопнул, брызнувшее масло попало на раскаленный электроприбор для дожига угарного газа. Чтобы не допустить распространения огня, подводники наглухо задраили отсек. Все находящиеся внутри погибли. Огонь отрезал путь к спасению и подводникам из соседнего 10-го отсека.

"Эти 12 человек сумели почти месяц прожить в условиях полной темноты, холода, отсутствия воды и продовольствия", - комментирует писатель.

Месяц взаперти

Морской историк Николай Черкашин первым рассказал о трагедии К-19 советской прессе. Все детали спасательной операции он знает от участников событий.

Спустя двое суток к месту трагедии подошли суда. Они должны были эвакуировать экипаж и взять поврежденную подлодку на буксир. Но бушевал сильный шторм, и спасатели не могли подойти к субмарине. Из-за непогоды моряки провели на аварийной лодке более трех недель. Тяжелее всего приходилось подводникам в 10-м отсеке.

"Командир отсека, капитан-лейтенант Поляков, хорошо знал устройство корабля и сумел обеспечить доступ воздуха. Потом нашел воду. В цистернах пресной воды есть так называемая "мертвая зона", которая не сливается", - поясняет Николай Черкашин.

Моряки нашли четыре пачки сахара, капусту и соль. Продукты и цистерна с питьевой водой помогли им продержаться до прихода спасателей. Но, по воспоминаниям подводников, в первую очередь их спас капитан-лейтенант Борис Поляков, не позволявший падать духом.

"Он изобретал одно, другое, третье, поднимал дух людей. Заставил бывшего циркового артиста выступать с концертами. Они рассказывали друг другу истории из жизни, из книг. Этот человек совершил величайший подвиг - спас своих товарищей от неминуемой смерти", - утверждает Николай Черкашин.

От заката до расцвета

После трагедии подлодку решили усовершенствовать и вновь отправить на боевое дежурство. Впоследствии она едва не затонула в результате попадания учебной торпеды. В 1990-е годы К-19 вывели из состава флота и позднее утилизировали.

"Она закончила свой жизненный путь на заводе "Нерпа". Это был уникальный корабль, памятник отечественного судостроения, первый ракетоносец, исторический корабль", - отмечает Николай Черкашин.

Если К-19 уступала американской субмарине George Washington, то современные российские подлодки приводят западных военных в ужас. Атомоход "Ясень" с гиперзвуковыми ракетами "Циркон" может поражать цели с глубины 40 метров и способен пустить ко дну даже авианосную ударную группу.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным!