За гранью: как устроена жизнь в самых известных в мире трущобах
3,4 млрд жителей планеты живут за чертой бедности, по информации Всемирного банка. Это примерно каждый второй человек. Мы только издали слышим о горах мусора и домах из картона, однако для кого-то это реальная повседневная жизнь, которая не планирует меняться. С высоты многоэтажных стеклянных офисов сложно представить, что некоторые люди получают меньше двух долларов в день. Как несколько тонн краски изменили жизнь целого поселка в Индонезии? Почему в Индии люди дерутся за место у помойки? Какую «коммуналку» платят жители трущоб в Лахоре? На эти вопросы ответили эксперты программы «Невероятно интересные истории» с ведущим Алексеем Корзиным на РЕН ТВ!
Краска, изменившая жизнь индонезийцев
Разноцветные домики, яркие граффити и улыбчивые жители. А ведь ещё пару лет назад эту индонезийскую деревню называли одним из самых неблагополучных районов Центральной Явы. Сегодня Кампунг Пеланги – главный туристический центр острова.
В 2017 году директор местной школы предложил покрасить дома в яркие цвета и превратить мрачные трущобы в сказочный городок. Власти страны выделили на радужное перевоплощение всего полтора миллиона в пересчете на рубли. Но этого хватило, чтобы кардинально изменить жизнь одного поселка.
«Арт-объект дал новый импульс развитию этой деревни, туристы устремились туда, узнав о том, что там такое прекрасное место, для получения замечательных фотографий и проведения фотосессий. А интернет и соцсети буквально кипят этими красивыми видами. Так стали зарабатывать и местные жители, потому что они теперь продают сувениры, и их доходы значительно увеличились», - отметила путешественница Анастасия Ладогина.
Вход в деревню платный – пять тысяч рупий – 26 рублей. За пределами цветной деревни радужная жизнь индонезийцев заканчивается. Почти 30 миллионов человек в этой стране живут в трущобах. Мрачных, серых и грязных. Без водопровода и электричества. И туристы к ним не ездят.
Пакистанский Париж
Так называемые трущобы есть почти в каждом большом городе. Чем богаче мегаполис, тем печальнее выглядят его гетто. Лахор — второй по величине город Пакистана. Культурная столица и промышленный центр страны. При этом на его окраине живут самые нищие пакистанцы. Власти называют Лахор пакистанским Парижем.
Раньше здесь была полноводная река. Но из-за того, что сюда многие годы сваливают весь мусор, здесь сейчас настоящая экологическая катастрофа. Мусор повсюду – он хрустит под ногами, с ним играют дети, из него строят дома. Большинство жителей лахорских трущоб – беженцы из Афганистана. Есть и пакистанцы – приезжие из небольших сел.
Трущобы по всему миру появляются по одной причине. Жители деревень едут в город за лучшей жизнью. Но могут здесь работать только грузчиками, рикшами или чистильщиками обуви. Они живут в нищете и умирают в трущобах, выбраться из которых практически нереально, потому что наркотики здесь достать куда проще, чем книги.
Школ в трущобах нет. Поликлиник и аптек тоже. Каждый второй ребенок болеет. Умаир воспитывает двоих сыновей. Работает на полигоне бытовых отходов. Денег едва хватает на еду. Он каждый день переживает о будущем своих детей, но сделать для них ничего не может. Образование ему не по карману.
«Посмотрите на этих ребят. Какая у них жизнь… Мы просим власти оказать нам помощь. Организовать какие-нибудь обучающие программы, чтобы дать детям хоть какое-нибудь образование. Мы не хотим, чтобы они жили, как мы. Мы хотим, чтобы они жили лучше», - поделился житель трущоб Лахора Умаир Икбал.
Плата за жизнь на помойке
Помогать жителям трущоб власти не торопятся. Слишком много таких районов по всей стране, на финансовую поддержку каждого бюджета не хватит. Такие микрорайоны со временем превращаются в своего рода зоны отчуждения. Полиция сюда лишний раз не суется, ведь на улицах гетто есть свои хозяева – банды и наркокартели.
Мало того что эти люди живут фактически на помойке, многим еще приходится за это платить. Местные банды и наркоторговцы крышуют эту территорию и умудряются собирать дань даже с нищих.
Цифровое кладбище
Больше всего трущоб в Индии. В пригородах Мумбаи, Калькутты и Дели в домах из картона и мусора ютятся больше 100 миллионов человек. В грязи и нищете они основывают фабрики, шьют одежду и перерабатывают пластик. Многие намеренно селятся рядом с помойками – там всегда можно найти, на чем заработать. В Силампуре трущобы появились благодаря свалке электроники. За два с половиной доллара в день 30 тысяч детей и взрослых разгребают кучи старых компьютеров, телевизоров и мобильных телефонов. Ищут золото и медь.
«Почти четверть всех электронных отходов Индии попадает на эту свалку. Конечно, они наносят непоправимый вред окружающей среде и людям, которые там селятся. Жители трущоб перебирают компьютерные платы голыми руками. Ежегодно десятки из них умирают. Но меньше людей на цифровом кладбище не становится. Многие даже считают эту работу престижной», - отметила эколог Прити Махеш.
За Стамбулом
Роскошные отели с услужливыми портье и дорогие рестораны с улыбчивыми официантами. Сервис в Стамбуле считают одним из лучших в Европе. Но мало кто знает, что почти половина персонала турецкого курорта – жители трущоб. Днем они обслуживают туристов, а вечером возвращаются в свои полуразрушенные дома, которые отапливают дровами. В пригороде Стамбула живет четверть миллиона человек. Из-за пандемии многие потеряли работу. Люди боятся, что теперь их квартал снесут, и из бедняков они превратятся в бездомных.
«Они хотят построить на месте нашего квартала еще несколько дорогих отелей. Для кого? Конечно, для богатых. Они будут ездить здесь на своих модных машинах. Но кто их будет обслуживать, если нас не будет?» - сказал местный житель Мемис Карамокуглу.
Похожая ситуация и в пригородах других турецких курортов. Жителям трущоб Антальи тоже угрожают принудительным выселением. И даже обвиняют в распространении коронавирусной инфекции.
«Они говорят, что мы изгои! И что это из-за нас иностранцы не едут в Турцию! Я не знаю, где будут жить мои дети, если наш дом снесут!» - заявила местная жительница Озлем Каялар.
Школа в Форте смерти
В трущобах Гаити нет водопровода и канализации. Зато с недавних пор есть школа. Ее открыли в полуразрушенном здании бывшей тюрьмы. Полвека назад в так называемом Форте смерти казнили десятки тысяч человек. Теперь волонтеры из США здесь учат гаитянских детей грамоте. Район находится рядом с болотами, поэтому там тучи комаров. Из-за них большинство жителей страдают от малярии и легочных болезней. Лекарствами никто не помогает.
Экстрим-туры в африканские трущобы
Трущобы – визитная карточка Африки. В ветхих лачугах в пригороде городов Кении и Эфиопии ютятся миллионы бедняков. Эти «муравейники» отличаются жуткой антисанитарией и запредельным уровнем преступности. Иностранцам в кенийских гетто даже появляться опасно. Но именно это привлекает любителей острых ощущений. В последнее время экстрим-туры в африканские трущобы очень популярны.
«В поисках новых ощущений мы часто отправляемся в экстремальные путешествия, иногда даже в опасные. При этом мы можем забывать о том, что тысячи людей, миллионы людей в мире живут на достаточно низком уровне, в трущобах, иногда в местах, в которых нам очень сложно представить, как вообще можно осуществлять жизнедеятельность», - сказала путешественница Анастасия Ладогина.
В ЮАР придумали, как обезопасить туристов и заработать на их желании побывать в африканских трущобах. В пригороде Блумфонтейна открыли отель в стиле гетто. 12 домиков из листового металла. Туалет – на улице. Вместо кухни – традиционная каменная печь – бома. Внешне отель от бедной лачуги не отличить.
Но внутри - кровати с чистым постельным бельем, холодильник и телевизор. В некоторых номерах даже есть подогрев полов и Wi-Fi. Ночь в таком псевдозахолустье стоит около 4 тысяч в пересчете на рубли. Владельцев отеля не раз обвиняли в спекуляции на теме бедности. Но клиентов от этого меньше не стало.
Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе «НИИ РЕН ТВ». Смотрите по будням в 14:00.