Маршал отпущения
Орденов и медалей у маршала Язова полна грудь, но гордится он не только ими. К своим судебным приговорам последний маршал СССР тоже относится как к наградам. Они — свидетельства того, что старый солдат сохранил верность присяге и старался выполнить свой воинский долг до конца. И "козла отпущения" за все чужие грехи из маршала Советского Союза пытаются сделать уже не в первый раз.
В России Дмитрий Тимофеевич Язов уже полтора года отсидел в тюрьме, в "Матросской Тишине", московском следственном изоляторе, известном своим жестким режимом. За членство в ГКЧП, последней отчаянной попытке сберечь Советский Союз, ему грозил пожизненный срок, но в 1994-м Госдума РФ амнистировала всех участников августовского путча 1991-го.
От той амнистии Язов не отказался, но и своим убеждениям не изменил. Свои действия в должности министра обороны СССР считает правильными и обид за обрушившиеся на него гонения не держит. В одном из недавних телевизионных интервью Дмитрий Тимофеевич Язов сказал так:
"Как можно обижаться на то, что совершаешь сознательно? Обидно, что не просчитали, до какого уровня дошло одурачивание людей. В результате и государство мощнейшее не смогли сберечь, и все завоевания народные".
Последний приговор Вильнюсского окружного суда маршал Язов не комментирует — из-за тяжелой болезни он не дает интервью. Но его дочь Елена Лосик пытается защитить отца:
"Он тогда попал в такую ситуацию, время было революционное. Отец выполнял приказы".
В Литве маршала Язова обвинили в кровопролитии, которое случилось 13 января 1991 года. Тогда колонна бронетехники Советской армии была направлена в центр столицы Литвы для обеспечения порядка. У телецентра погибло четырнадцать участников демонстрации за независимость Литвы — в их гибели обвинили Язова и других бывших военных, осужденных по этому делу.
Приговор оглашен в отношении шестидесяти семи граждан России, Беларуси и Украины — лишение свободы от четырех до четырнадцати лет. Большинство обвиняемых осуждены заочно, Россия и Беларусь отказались их выдавать. Перед судом предстали лишь два советских офицера, граждане России — задержанный в Литве с 2014 года калининградец Юрий Мель и проживающий в Вильнюсе Геннадий Иванов.
Обвинили заочно
Приговор советскому маршалу и прочим фигурантам на русскоязычных интернет-форумах в Прибалтике уже назвали "судилищем". Вот самые характерные цитаты:
"Юридическая абсурдность этого судебного разбирательства понятна даже человеку без специального образования. События 1991 года оцениваются с позиций закона 2010 года. Кто-то в Литве не в курсе, что закон не имеет обратной силы? Не говоря уже о том, что сами события эти происходили в другой стране, которой больше нет".
фото: news.tts.lt
"На момент событий в Вильнюсе Литва была Литовской ССР и входила в состав СССР, не являясь при этом независимым государством. Войсковые подразделения выполняли свой служебный долг в соответствии с действовавшим тогда законодательством в целях обеспечения общественного порядка".
"Один из главных виновников трагедии возле Вильнюсской телебашни — Михаил Горбачев — явно не опасается строгости литовской Фемиды. Его вызывали на допрос, Ландсбергис даже возмущался, почему экс-президент СССР не на скамье подсудимых. Но все мы знаем ответ. Михаил Сергеевич — любимец всего "прогрессивного человечества". Как же можно — его да под суд?!"
"А чего Горбачева не осудили, лауреата Нобелевской премии за развал СССР? Америкосы велели не трогать или кишка тонка? Устроили судилище, не пустив на процесс российских журналистов и посла. Чего боятся?"
"Может, среди тех, кто судит, не было людей, кто давал присягу верности СССР? Кто кому изменил и сейчас служит америкосам? Без америкосов ни одного вопроса самостоятельно решить не можете!"
"Ежу понятно, какую мерзкую провокацию исполнило литовское, с позволения сказать, правосудие".
фото: naspravdi.info
"А кто все-таки убил этих людей под телебашней? Кто конкретно — сержант Иванов или "морской котик" Джон Смит? Литовская сторона категорически не хотела устанавливать конкретных виновников гибели каждого конкретного человека".
Последний комментарий наводит на мысль, очень важную в понимании трагедии, случившейся в январе 1991-го в Вильнюсе, — она очень похожа на события киевского Майдана. Демонстранты были убиты пулями неизвестных снайперов, которые вели огонь с крыш. Похожую тактику используют спецслужбы, и это могло быть намеренной провокацией. Кстати, раздавленных гусеницами советских танков и бронетранспортеров в Литве не было, хоть миф этот до сих пор в ходу у пышущих ненавистью к России политикам.
А судьи кто?
Президент Литвы Даля Грибаускайте давно не симпатизирует Кремлю — в 2014 году во время визита в Киев она назвала Россию "террористическим государством". Кстати, примерно в то время в Вильнюсе и был запущен процесс над маршалом Дмитрием Язовым и прочими обвиняемыми.
Что же в девяностых годах их не осудили в Литве, когда воспоминания о событиях 1991 года были свежими? Или команды из Вашингтона тогда не было?
"Это дело — очная ставка с правдой, для выяснения которой потребовалось много лет, которая стоила много боли, терпения и самопожертвования", — так заявила после приговора суда Язову Грибаускайте.
Ее соотечественники, обсуждая действия своего президента, уже с ехидцей заметили, что в советские времена госпожа Грибаускайте не только состояла с маршалом Язовым в одной партии — в КПСС, но и преподавала в Высшей партийной школе, училась в академии Общественных наук при ЦК КПСС. А еще припомнили, что папа Дали Грибаускайте при Сталине служил в НКВД. Да и не так давно всплыл документ, свидетельствующий о том, что сама Даля Грибаускайте, еще когда училась в ЛГУ, выполняла задания КГБ, втираясь в доверие к иностранцам. Такие операции в спецслужбах называют "медовая ловушка". Даже псевдоним Грибаускайте припомнили — Магнолия.
Но про такие эпизоды в своей биографии она предпочитает не особо распространяться. Приведенный выше документ до сих пор гуляет по Сети, однако сама миссис президент его так и не прокомментировала. Куда приятнее ей рассказывать о том, что после 1991 года стажировалась и училась в США, с тех пор считает себя защитницей демократии и свободы.
При этом Грибаускайте почему-то допускает возможным такое вопиющее нарушение прав человека: обвиняемых по уголовному делу о событиях в Вильнюсе в 1991 году судят по Уголовному кодексу Литвы, принятому много лет спустя, хотя закон обратной силы иметь не может! Следственный комитет России счел это беззаконием, возбудив уголовное дело в отношении литовских прокуроров и судей, рассматривающих "дело 13 января". Им инкриминируется привлечение заведомо невиновных к уголовной ответственности.
Добавлю еще один пазл в портрет литовской Фемиды — нынешней весной там разгорелся скандал о массовой коррупции в судебной системе этой республики.
Генпрокурор Литвы Эвалдас Пашилис сообщил, что в связи с подозрениями в коррупции задержаны восемь судей и пять адвокатов. По словам Пашилиса, подозреваемые занимались "торговлей правосудием" в различных делах. Подозреваются трое судей Апелляционного суда Литвы, судья Верховного суда Литвы, судья Вильнюсского окружного суда, судья Вильнюсского административного окружного суда, судья Каунасской палаты Административного регионального суда, судья Вильнюсского городского участкового суда. Метастазы коррупции найдены во всей судебной системе республики, сверху донизу!
Верховный суд Литвы уже извинился в связи с продолжением дела о судебной коррупции, вот цитата из публичного заявления: "Независимо от возможного исхода расследований хочется принести извинения жителям Литвы за утраченное доверие к правосудию. Не только тем, в чьих делах, возможно, были приняты непрозрачные решения, но и всем, кто верил в осуществление правосудия и доверял судам".
Не исключено, что скандальные разоблачения и чистки в судебной системе преследуют и другую цель — сделать служителей Фемиды более внимательными к мнениям политиков. Президент Литвы Грибаускайте еще в феврале лишила задержанных судей иммунитета. Так что репрессии в судебной системе можно считать устрашающим сигналом и для тех, кто вел процесс над маршалом Язовым.
"Борьба с коррупцией и прозрачностью судов была основополагающим приоритетом двух моих президентских сроков полномочий. Хотя суды значительно обновились, остатки застарелых привычек все еще вредят доверию к правосудию", — прокомментировала в СМИ скандальные задержания судей госпожа Грибаускайте. Ей бы самой вспомнить сейчас, что давать закону обратную силу — самая ужасная "застарелая привычка". В СССР ее использовали во времена массовых репрессий, неужели Грибаускайте хочет уподобиться Сталину?
Но если уж на то пошло, границы беззакония можно расширить до беспредела: вменить маршалу Язову статью за безвизовое проникновение на территорию Литвы — в 1944 году, будучи еще старшим лейтенантом, он освобождал Прибалтику от фашистов. Кстати, Язов как-то с горечью пошутил, что посадить его всегда могут хотя бы за то, что советские танки в 1991-м испортили гусеницами асфальт в Москве и в Вильнюсе.
Никаких приговоров престарелый маршал давно не боится. В своих мемуарах он написал так:
"Мой главный судья, прокурор и адвокат в одном лице — собственная совесть и семья. И уверяю вас, более объективной оценки, нежели та, которую я поставил своим прожитым годам и делам, мне не сможет дать никто из живущих на этом свете".
Маршал Язов всегда точно выполнял приказы. Но отнюдь не бездумно — ведь в 1991-м министр обороны СССР мог утопить в крови Москву. Но он не стал воевать со своим народом, честь и хвала ему за это. И пусть его судит только Бог!