Районное мышление русского рэпера
Вышел новый альбом (23 трека!) крёстного отца русского рэпа Басты.
Крепкая, хоть и предсказуемая работа — мелодичная, дико профессиональная, с большими классическими куплетами и хорошими припевами. Немного удивляет, как в таком возрасте (альбом, кстати, называется «40») можно всерьёз делать отсылки уж к слишком известным и замыленным литературным героям, а также к Бэтмену или, например, к дико заюзанному Кобейну. Ну да ладно, рэперы, пусть даже старенькие, книги у нас читают редко.
Но поговорить я хотел совсем не про Басту, а про феномен «района».
Дело в том, что в этом альбоме много строк посвящено «своему» району – месту, где рос и сформировался, или месту, в котором приходится «выживать» сегодня, ну или к такому абстрактному условному району, который берёт на слабо и проверяет на вшивость.
В альбоме Басты даже один трек (совместный со Скриптонитом) называется «Рай.он»:
Район моя святость, район моя ярость,
Район мой барыга, у которого всегда что-то наверняка есть.
Район мой праздник, самый-самый мой грязный праздник.
Прячь свои мечты, ведь этот район придет затем, чтобы украсть их.
В общем, район для рэпера – это всё равно что монастырь для монаха.
Раньше тема района заполняла 90 процентов текста любого среднестатистического рэпера – так возник отдельный жанр – «районный рэп». Позже районный рэп немного потерял свою актуальность, хотя до сих пор на плаву остаются рэперы, для которых весь мир находится в пределах их района, – они до сих пор собирают миллионные просмотры на своих районных клипах.
Слушатель слышит песню про район и представляет свой, в итоге чуть ли не каждый российский район благословлён какой-нибудь рэп-песней.
Да, в последнее время само слово стали употреблять реже, но только потому что актуальные рэперы устали от российского «колхозного» языка и начали применять англицизмы – так, типа, звучит западнее, а значит, круче. Теперь рэперы называют район на американский манер блоком.
Блок – это такое же скопление людей в одном месте, только несёт оно немного криминальный оттенок. Смешно, но сейчас (уже давно, на самом деле) в тренде даже полицейских называть копами, а свою читку – словом «флоу». Таким образом рэперы демонстрируют свою принадлежность к западной культуре и музыке.
К примеру, вот отрывок песни одного популярного исполнителя Jeembo:
Чёрная экипировка, потом провоняли шмотки.
Мне не нужен камуфляж, чтоб затерять себя на блоке, я, эй,
Нескончаемый поток, когда становится скучно,
Я переключаю флоу.
К чему я веду?
Меня давно интересует вопрос, почему американским рэперам (с которых наши так усердно берут пример) не западло на обложке своего нового альбома вешать флаг своей страны, встречаться с президентом в Белом доме, призывать голосовать за конкретного кандидата, мочить в «Твиттере» другого кандидата, баллотироваться в президенты (!), сочинять милитаристские треки в пользу военных операций США (или наоборот), ну и в целом испытывать дичайший кайф от того, что ты своим рэпчиком представляешь свою страну?
В то время как русские рэперы как огня боятся триколора, стремаются заглянуть в Госдуму, даже чисто теоретически никогда не респектнут своему президенту за какую-нибудь военную операцию, да и в целом немного стыдятся своего славянства (вдруг подумают, что нацик)?
Русскому рэперу немного стрёмно быть русским рэпером, он хочет быть русско-американским рэпером, в то время как американский рэпер никогда в жизни не хотел бы стать американо-русским рэпером.