Version: 0.1.0

Православный календарь на сентябрь 2024 года: даты праздников и факты

Опубликован православный календарь на сентябрь 2024 года

В первый осенний месяц в календаре Русской православной церкви несколько больших праздников, среди которых Усекновение главы Иоанна Предтечи, Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Креста Господня.

В материале РЕН ТВ публикуем православный календарь на сентябрь 2024 года с перечнем важных церковных праздников и дней памяти особо почитаемых святых.

Календарь православных праздников на сентябрь 2024 года

1 сентября – праздник в честь Донской иконы Божией Матери. Считается, что ее автором был Феофан Грек. В день Куликовской битвы 8 сентября 1380 года икона находилась в походной церкви русского войска, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому, который перенес ее в Москву. Перед этим образом молился Иван Грозный в преддверии похода на Казань в 1552 году. Крестный ход с иконой в 1591 году помог защитникам Москвы одолеть многочисленное войско крымского хана Казы Гирея. А в 1812-м Донская икона Божией Матери пережила захват Москвы наполеоновскими войсками, утратив лишь драгоценные украшения оклада.

2 сентября – православная церковь чтит память ветхозаветного пророка Самуила, который жил в XI веке до новой эры. Он был последним судьей израильским. Согласно преданию, именно Самуил составил библейскую Книгу Судей и с самого детства мог предсказывать события. Самуил умер в 88 лет, в 406 году его мощи были перенесены из Иудеи в Константинополь.

На Руси 2 сентября называли Самойловым днем и считали мужским праздником, так как пророка Самуила воспринимали как покровителя мужчин.

3 сентября – день памяти преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского. Его не только сразу после кончины в начале XIII века стали почитать как святого в родном городе, но и канонизировали уже в 1549 году. Преподобный Авраамий прославился не только своей праведностью и аскетизмом – это был философ, иконописец, вдохновенный проповедник, просветитель.

4 сентября – празднование Грузинской иконы Божией Матери. Эта икона Богородицы почитается Русской православной церковью как чудотворная. Согласно преданию, образ имеет грузинское происхождение и при завоевании страны шахом Аббасом в 1622 году был вывезен в Персию. Там икона оказалась у Стефана Лазарева, приказчика ярославского купца Григория Лыткина. В 1629 году, когда Стефан вернулся в Ярославль, купец Лыткин направил икону в Черногорский (Красногорский) монастырь на реке Пинеге под Архангельском. Там икона и прославилась чудотворениями.

4 сентября – день иконы Божией Матери "Прибавление ума".

5 сентября – в этот день православные чтят память мученика Луппа, который жил в конце III – начале IV века. Лупп был верным слугой святого великомученика Димитрия Солунского. Он присутствовал при кончине господина, омочил свою одежду его кровью и взял перстень с его руки. Этой одеждой, а также перстнем и именем великомученика Димитрия святой Лупп творил в Солуни множество чудес. Он разбил языческих идолов, за что подвергся гонениям от язычников, но вера во Христа берегла его. Святой Лупп добровольно предал себя в руки мучителей и был усечен мечом.

6 сентября – православные христиане вспоминают ученика Иоанна Богослова, мученика Евтихия. После смерти он был зачислен в сонм 70 младших апостолов. Евтихий родился в Севастии Палестинской и жил в I–II веках. Услышав проповедь о Спасителе, он уверовал и стал учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а затем проповедовал вместе с апостолом Павлом.

На Руси 6 сентября называли Евтихием Тихим, потому что в этот период можно было наблюдать тихие безветренные зори.

7 сентября – день памяти апостола Тита, епископа Критского, жившего в I веке. Он родился в языческой семье и был обращен в христианство святым апостолом Павлом, который называл его "истинным сыном по общей вере". Его проповеди обратили тысячи язычников на путь истинной веры. Умер Тит в возрасте 94 лет (по другой версии – 107 лет), а за его душой явились ангелы.

8 сентября – Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Празднество было установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. Владимирская икона написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым Спаситель принимал трапезу с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Родившегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".

Подробнее об истории образа Владимирской Божией Матери и о ее значении для православных христиан читайте в материале РЕН ТВ по ссылке.

9 сентября – православная церковь чтит память преподобного Пимена Великого, египетского подвижника V века и "делателя умной молитвы", наставника множества монахов. В юности он дал обет молчания и принял иноческий постриг в Скитском монастыре. Вместе с ним подвизались и двое его братьев – Анувий и Паисий. Особенной добродетелью из трех братьев отличался Пимен. Слава о нем распространилась по всему Египту, сам же монах был очень скромен. Он прожил 110 лет, после смерти был признан святым угодником Божиим и назван Великим.

10 сентября – день памяти Анны Пророчицы, жившей в I веке до новой эры. Рано похоронив мужа, она поселилась при Иерусалимском храме и вскоре прославилась своей аскетической жизнью: соблюдала строгий пост, молилась и днем и ночью. В Евангелии от Луки говорится, что ей было уже 84 года, когда она стала участницей событий, известных как Сретение Господне. В сороковой день по рождении Дева Мария и праведный Иосиф в соответствии с обычаем принесли Богомладенца в храм. Анне и праведному Симеону Господь дал пророческий дар – благодаря ему они сразу узнали Богородицу и Богомладенца.

Память праведной Анны Пророчицы приходится также на 3 февраля, когда она вспоминается с праведным Симеоном Богоприимцем в попразднство Сретения Господня.

11 сентября – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Праздник посвящен событию, описанному евангелистами Матфеем (Мф. 14:1–12) и Марком (Мк. 6:14–29). Это один из великих праздников православного календаря. Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери. В этот день православные христиане вспоминают о мученической гибели пророка Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Христа и первым назвал его Мессией.

Подробнее об истории, традициях и о сути праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи читайте в материале РЕН ТВ по ссылке.

12 сентября – день памяти преподобного Александра Свирского. Святой родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса, и при крещении был назван в его честь. В 26 лет Амос принял постриг с именем Александр. Со временем монах стал отшельником и жил на Святом озере близ реки Свири. Однажды у него было видение: ему явилась Святая Троица. Он увидел Трех Мужей и получил повеление построить церковь и основать обитель. Александр основал монастырь Животворящей Троицы и пустынь недалеко от него, которая впоследствии стала Александро-Свирским монастырем. Святой прославился многими чудесами как при жизни, так и после своей кончины.

13 сентября – Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, пояс и риза Божией Матери незадолго до ее кончины были отданы на хранение двум иерусалимским семьям и передавались из поколения в поколение. Через несколько столетий, при императоре Аркадии, пояс был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь. Спустя много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886–911 гг.), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

Императрице было видение, что она исцелится, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Узнав об этом, патриарх по просьбе императора снял печать, открыл раку со святыней, и все увидели, что она нисколько не пострадала от времени. Патриарх возложил святыню на больную императрицу, и та тотчас освободилась от недуга. Святыню положили обратно в ларец и снова запечатали. Таким образом, случилось второе положение пояса. В память о чуде, которое произошло, и в честь двукратного положения был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.

Части святого пояса хранятся в монастыре Ватопед на Святой горе Афон и на Кипре в монастыре Троодитисса, где они прославились множеством чудес. Небольшие его частицы есть и в России – в Москве в храме Пророка Илии в Обыденском переулке и в Серафимо-Дивеевском монастыре.

14 сентября – православные христиане почитают память святого Симеона Столпника, архимандрита Антиохийского. Жизнь преподобного – это удивительный пример непрерывной и жесткой аскезы. Преподобный Симеон Столпник жил в V веке в Каппадокии, области на территории современной Турции. Однажды Симеон услышал евангельские заповеди и был потрясен их глубиной. Он направился в ближайший монастырь и вскоре принял иноческий постриг.

Но жизнь в монастыре показалась Симеону недостаточно суровой и строгой. Одно время он жил на дне высохшего колодца, строго постился и пребывал в непрестанной молитве. Другим его испытанием стала жизнь в пещере. Спустя некоторое время Симеон избрал новый вид подвижничества: он построил столп высотой четыре метра и поселился на нем в крошечной келье. Восемьдесят лет провел Симеон в иноческих трудах. Из них сорок семь лет он простоял на столпе. Когда подвижник скончался, на месте его подвига был основан монастырь.

15 сентября – празднование Калужской иконы Божией Матери. Явление иконы произошло в 1748 году в селе Тиньково недалеко от Калуги. Этот образ не похож ни на один другой образ Богородицы: на иконе Царица Небесная изображена без Богомладенца, с книгой в руках. Взор Пречистой устремлен к тексту, а левая рука приложена к сердцу, что означает чистосердечную мольбу к Господу. Православная церковь чествует Калужскую икону Божией Матери несколько раз в году: во второе воскресенье после праздника Святой Троицы (переходящее празднование), а также 31 июля, 25 октября и 15 сентября. В этот день в 1771 году после крестного хода и молебна перед святыней в Калуге прекратилась эпидемия чумы.

Об истории, значении и особенностях Калужской иконы Божией Матери читайте в материале РЕН ТВ по ссылке.

16 сентября – день памяти мученицы Василиссы Никомидийской, пострадавшей за христианскую веру при императоре Диоклетиане. Правитель Никомидии Александр приказал схватить девятилетнюю Василиссу и принуждал ее отречься от Христа. Однако юная Василисса не поколебалась в своей вере. За это она была подвергнута изощренным мучениям, но осталась живой и невредимой. Это явное проявление божественной силы и милости так потрясло Александра, что он уверовал в Христа. Будучи крещен епископом Антонином и прожив недолго в покаянии, он скончался. Вскоре умерла и святая Василисса. Кончина ее была мирной и сопровождалась чудесными знамениями милости Божией.

17 сентября – празднование иконы Божией Матери, именуемой Неопалимая Купина. Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Божию Матерь, была неопалимая купина – тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгорающим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Став Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.

Можно дать еще одно толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. По народным поверьям, Неопалимая Купина помогает уберечь дом от пожара, помогает во время сильных гроз и защищает от необдуманных поступков.

18 сентября – православные верующие почитают память пророка Захарии и его жены праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. В Евангелии от Луки говорится, что супруги Захария и Елисавета долгое время оставались бездетны. Но однажды Захарии явился архангел Гавриил и возвестил о будущем рождении у него сына, которому суждено выполнить великую миссию – подготовить людей к пришествию Спасителя. 18 сентября православные христиане молятся святым Захарии и Елисавете, которые считаются покровителями семей. Святые помогают бездетным женщинам ощутить счастье материнства, а супругам – сохранить свою любовь.

19 сентября – Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). По преданию, в области Фригия на западе Малой Азии, недалеко от города Иераполь, протекал источник. У одного местного жителя-язычника была немая дочь. Отец с молитвой обратился за помощью к архангелу Михаилу, тот явился ему и поведал, что дочь исцелит вода из источника. Так и случилось – девушка обрела дар речи. Вся ее семья приняла крещение, а отец построил при роднике храм во имя архистратига Михаила. Сюда стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники.

Однажды язычники задумали уничтожить христианский храм. Они соединили в одно русло две горные реки и направили поток на церковь. Пономарь Архипп Херотопский увидел, что катастрофа неминуема, и взмолился архистратигу Михаилу. В ответ на мольбы явился сам архангел Михаил, ударом своего посоха он открыл в горе широкую расселину, куда и устремились бурлящие воды. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит "отверстие", "расселина".

20 сентября – день памяти преподобного Луки Глубокореченского. Святой жил в Х веке и был монахом, а позднее игуменом Спасовой обители, которая получила название "Глубокие реки". Этот монастырь был известен строгой подвижнической жизнью ее насельников и располагался недалеко от Константинополя, в Киоском заливе. Лука был третьим святым игуменом обители.

В народном календаре 20 сентября – это Луков день. На Руси со дня святого Луки повсеместно начиналась уборка лука. Сбор урожая продолжался неделю и сопровождался различными ритуалами.

Также 20 сентября – предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. По православной традиции само празднование Рождества Пресвятой Богородицы продолжается шесть дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему событию. Соответственно, попразднство – такие же дни после праздника.

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. Это один из самых важных праздников в православном календаре, он относится к двунадесятым (то есть он один из двенадцати главных). Праздник непереходящий, из года в год его дата не меняется. В отдельном материале мы рассказали подробнее.

22 сентября – православные христиане чествуют Иоакима и Анну. Святые праведники были родителями Пресвятой Девы Марии. Бездетные Иоаким и Анна жили в Назарете. День и ночь они молились Богу – просили подарить им дитя. Услышав их молитвы, Господь отправил к ним ангела с благой вестью. Тот сообщил, что вскоре у них родится дочь, которую будут знать и почитать во всем мире. Девочку назвали Марией, и ее имя действительно стало известно всем: Пресвятая Дева Мария была матерью Иисуса Христа.

В народном календаре это день Акима и Анны. На Руси в это время встречали второе бабье лето и отмечали праздник осеннего урожая, который сопровождался песнями и хороводами.

23 сентября – православная церковь вспоминает святителей Петра и Павла, епископов Никейских ("Осенние Павел и Петр"). О жизни этих почитаемых святых почти не сохранилось сведений. Известно, что Петр и Павел проповедовали в Никее (современный турецкий город Изник). Святой Петр защищал православную веру против иконоборцев при царе Льве Исаврянине (717–741 гг.) и претерпел за это страдания. Скорее всего, он был жестоко казнен. После него в епископы Никейские рукоположили Павла, но он продолжил дело предшественника и также вскоре погиб за веру. Есть предположение, что именно стараниями епископов Никейских Петра и Павла сохранилась от уничтожения чудотворная икона Божией Матери Никейской.

В народе епископов Петра и Павла прозвали Рябинниками – 23 сентября наши предки приступали к сбору рябины. Подробнее о празднике рассказываем в отдельном материале.

24 сентября – празднование Каплуновской иконы Божией Матери – так именуется чудотворный список Казанского образа Богородицы. Икона была явлена во сне священнику Иоанну, служившему в селе Каплуновка Харьковской губернии. 8 сентября 1689 года он увидел во сне седого старца, который сказал ему: "Через три дня придут к тебе из Москвы три иконописца – один лет 60, другой 80, а третий 90 лет; у этого последнего ты должен развязать связку икон, снять верхних семь, а восьмую икону Казанской Богородицы взять себе с благоговением; от нее ты получишь благодать и милость". Так и произошло 11 сентября (24 сентября по новому стилю).

Однажды, в третью неделю Великого поста, икона озарилась необыкновенным светом и была перенесена в местный Каплуновский храм. Празднование в честь Каплуновской иконы Божией Матери было установлено в 1766 году. Подробнее о празднике можно почитать в этом материале. 

25 сентября – день памяти священномученика Автонома, епископа Италийского. Автоном был епископом в городе Пренесте во времена правления императора-язычника Диоклетиана. За долгие годы своего служения он смог обратить в христианскую веру многих людей. Желая отомстить Автоному за поруганные языческие храмы, жрецы задумали злодейское убийство. Вы­брав мо­мент, ко­гда свя­ти­тель Ав­то­ном слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в храме Ар­хи­стра­ти­га Михаила, языч­ни­ки на­па­ли на него и убили, обаг­рив ал­тарь церк­ви его мученической кро­вью.

В царствование святого Константина Великого на месте погребения святителя построили церковь. Около 430 года обветшавшее здание разобрал один священник и, не зная, что под храмом похоронено тело мученика, построил новую церковь на этом месте. Через 60 лет мощи святого были обретены нетленными и создан храм во имя священномученика Автонома.

На Руси имя святого для благозвучия переделали в Артамон. В народе его прозвали Змеевиком, так как 25 сентября обитающие в полях змеи уползали в лесные норы, где и пережидали зиму.

26 сентября – православная церковь вспоминает священномученика Корнилия Сотника, жившего в I веке в Кесарии. Он был язычником, но вел праведную жизнь, о чем свидетельствует святой евангелист Лука (Деян. 10:1). По преданию, однажды к Корнилию явился ангел Божий и повелел принять в доме апостола Петра. Петр начал проповедь о жизни и деяниях Спасителя, после чего Корнилий уверовал во Христа. Он стал первым из язычников, принявшим крещение и перешедшим в христианство.

Также 26 сентября – предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, одного из двунадесятых праздников. Он имеет один день предпразднства и семь дней попразднства.

27 сентября — в этот день Русской православной церковью отмечается Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвижение. Это один из 12 больших церковных праздников. Однако это единственный из двунадесятых праздников, который не связан с земной жизнью Христа и Богородицы. Считается, что события, которым посвящено Крестовоздвижение, произошли спустя 300 лет после описанного в Новом Завете распятия Христа.

28 сентября – празднование Новоникитской иконы Божией Матери, одной из древнейших икон Богоматери. Она явилась святому великомученику Никите, бывшему воину и ученику Феофила, епископа Готского, еще до принятия им крещения.

Однажды Никита увидел во сне отрока, державшего в руке своей крест. Проснувшись, он долго размышлял над смыслом видения, пока христианка по имени Иулиания, которой было откровение от Бога, не сказала юноше обратить свой взор на собственную грудь. К большому удивлению Никита увидел у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем, стоящим на Ее коленях и держащим в руке Крест. "Это же самое изображение я видел во сне!" – воскликнул Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно крестился. Вскоре начались гонения на христиан, и святой Никита в числе других исповедников принял мученический венец.

В этот же день, 28 сентября, празднуется день памяти святого великомученика Никиты, пострадавшего за Христа в 372 году.

29 сентября – в этот день православная церковь вспоминает и молится за святую мученицу Людмилу, княгиню Чешскую. Она была дочерью сербского князя, отданной в замужество чешскому князю Борживою I. Сам Борживой I, как и все чехи, и его молодая супруга были язычниками. Поженившись, они уверовали во Христа, крестились, построили церкви и поставили при них священников. За веру в Господа Людмила и пострадала – она была убита по приказу собственной снохи. После того как на ее могиле стало происходить множество чудес, мученицу причислили к лику святых.

Ларец с частицей мощей святой Людмилы находится в московском храме Святителя Николая в Котельниках – это подворье Православной церкви Чешских земель и Словакии и единственный храм в городе, в котором хранятся мощи этой святой.

Акафист святой мученице Людмиле читается каждую среду в 18:00 (кроме последней среды месяца, когда читают акафист святому Вячеславу, внуку Людмилы). Доступ к мощам открыт ежедневно с 09:00 до 18:00.

30 сентября – день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь жили во II веке в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Она назвала дочерей именами трех христианских добродетелей и воспитывала их в любви к Господу. Вере было двенадцать лет, Надежде – десять, а Любови – девять.

И мать и дочери не скрывали своей веры. Об этом донесли императору Адриану, и тот велел привести христианок в Рим. Все они отказались принести жертвы языческим богам. Император приказал жестоко мучить девочек, а мать заставил смотреть на их страдания. София с почестями похоронила дочерей и через три дня умерла сама. С тех пор пострадавшие за Христа святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София считаются покровительницами семьи и семейного благополучия.

Подробнее об истории благочестивой вдовы и ее детей, а также о традициях праздника читайте в материале РЕН ТВ по ссылке.

Главные православные праздники в сентябре 2024 года

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября)

Пророк считается исторической фигурой – большинство исследователей признают подлинность его упоминаний в текстах Иосифа Флавия. Предтеча – самый великий из пророков, который предсказал пришествие Христа и первым назвал его Мессией. Он завершает историю Ветхозаветной церкви и открывает эпоху Нового Завета. Имя Иоанна встречается в Евангелиях 94 раза, что уступает лишь упоминаниям Иисуса Христа.

11 сентября (29 августа по старому стилю) произошла мученическая кончина пророка, которому отрубили голову. До этого момента Иоанн Креститель обличал грехи и пороки людей, в том числе – правителя Галилеи Ирода Антипы, который открыто сожительствовал с Иродиадой – женой своего брата Филиппа. Царь долгое время не решался казнить Иоанна, опасаясь народного гнева. Больше всего его смерти желала Иродиада.

Казнь произошла во время пира в честь дня рождения Ирода. Танец Саломеи, дочери Иродиады, так понравился царю, что он пообещал падчерице исполнить любое ее желание. Девушка спросила у матери, о чем попросить царя, и та научила ее просить голову Иоанна. Ирод страшился гнева Божьего за убийство пророка, но не посмел нарушить неосторожной клятвы.

Саломея принесла матери голову Иоанна на блюде, а та в ярости пронзила ее кинжалом, а язык проколола иглой. При этом Иродиада не позволила, чтобы тело и голову Иоанна Предтечи захоронили в одном месте, потому что боялась, что тот воскреснет и вновь станет обличать ее. По ее приказу голову Крестителя закопали в нечистом месте. Однако благочестивая женщина Иоанна, узнав об этом, тайно взяла ее и поместила в сосуд, который погребла на Елеонской горе. Тело святого Иоанна Крестителя забрали его ученики и тоже похоронили его.

Православная церковь установила в день казни Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна не только праздник, но и строгий пост как выражение глубокой скорби христиан. Подробнее о памятном дне – в этом материале.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – полное название праздника, который Русская православная церковь отмечает 21 сентября.

Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы – Богородичный праздник. Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Священное Писание не рассказывает об этом событии, о рождении Богородицы сообщают церковные предания. До сегодняшнего времени точно не установлено, где именно родилась Дева Мария – это могло произойти в Иерусалиме или Назарете.

По преданию, Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна – дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Супруги усердно молились о ниспослании ребенка. И однажды Анне явился ангел Божий и возвестил благую весть: их молитвы услышаны – в семье появится девочка, которая будет "выше всех земных дочерей".

"Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария", – сказал ангел. В тот же момент видение было и у Иоакима. Через девять месяцев у четы родилась девочка. Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

Праздник был установлен в V веке. Первые упоминания о нем встречаются у Константинопольского патриарха Прокла (ок. 390–446 гг.) и в требнике – богослужебной книге – папы римского Геласия (понтификат 492–496 гг.). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. Рассказали подробнее о празднике в этом материале.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвижение (27 сентября)

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, можно найти у некоторых христианских историков, например Евсевия Кесарийского и Феодорита Кирского.

В 326 году император Константин Великий решил найти утраченную святыню – Крест Господень. Его мать, царица Елена, отправилась на поиски в Святую землю. Раскопки проводили рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения.

Согласно преданию, апостолы положили крест своего Учителя рядом с двумя крестами, на которых распяли разбойников, неподалеку от места погребения Христа. И действительно, в земле нашли три креста, гвозди и табличку, что была прибита над головой распятого Иисуса с надписью: "Иисус Назарянин Царь Иудейский".

Чтобы узнать, какой из трех есть Крест Спасителя, их стали подносить к тяжело больной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, а третий исцелил болящую. Также, как говорит предание, от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший – так орудие казни Спасителя открыло свою животворящую силу.

Патриарх Иерусалимский Макарий тотчас стал показывать обнаруженную святыню народу. Для этого он встал на возвышенность и поднимал ("воздвигал") Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: "Господи, помилуй!"

В этот день христиане вспоминают не только легенду о поисках Креста возле Голгофы, но и возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену с 614 года – в течение 14 лет. В 628 году греческий император Ираклий одержал победу над персами и вернул святыню в Иерусалим.

Как складывалась судьба реликвии. История иерусалимского фрагмента Креста

После обретения Креста Елена оставила одну его часть в Иерусалиме, а вторую увезла с собой в Рим. По дороге, как отмечают хронисты, она отделяла от нее частицы для основанных ею же по пути следования храмов и монастырей. Эта вторая часть была позже разделена на два фрагмента. Один остался в Риме, а другой был перенесен в новую столицу – Константинополь.

История иерусалимского фрагмента обрывается в 1187 году, когда крестоносцы взяли его с собой на битву с армией Саладина.

История константинопольского фрагмента Креста

Константинопольская часть Креста, для хранения которой был изготовлен специальный ковчег, так называемая ставротека, находилась в столице Византийской империи до Четвертого крестового похода. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и увезли с собой в Европу большую часть святынь. Среди них был и Крест Господень.

Долгое время ставротека находилась в монастыре Штубен на реке Мозель. Он находился неподалеку от современного Брема – маленького городка в немецком регионе Рейнланд-Пфальц. В начале XIX века монастырь закрыли, и в 1835 году реликвию передали в дар епископству Лимбург, где она и пребывает до сих пор.

История римского фрагмента Креста

Самая спокойная судьба выпала на долю римской части Креста Господня. Сначала императрица Елена разместила ее в своем Сессорианском дворце. В 330 году в стенах дворца была сооружена церковь – базилика Святого Креста в Иерусалиме. Она существует в Риме и поныне.

В специальный придел, устроенный слева от алтаря, были помещены голгофские святыни – три небольшие частицы Креста, шипы от тернового венца Спасителя, один из гвоздей, которыми он был прибит к Кресту, и чудом сохранившаяся табличка с надписью: "Иисус Назарянин Царь Иудейский".

Это верхняя, самая короткая перекладина Креста Господня, так называемое титло. Она представляет собой небольшую деревянную табличку размером двадцать пять на четырнадцать сантиметров, толщиной два с половиной сантиметра. От древнего написания вины распятого Иисуса, выполненного Понтием Пилатом на трех языках, сохранились лишь слова "…Назарянин Царь…" на латинском и греческом языках; от еврейских слов остались отдельные буквы. Ученые недавно подтвердили, что реликвия датируется I веком, то есть является подлинной.

Подробнее мы рассказали о празднике в этом материале.