Православный календарь на ноябрь 2024 года: когда праздники и пост
Православный календарь на ноябрь 2024 года
В ноябре православных христиан ожидает одно из самых главных событий – начало Рождественского поста. Он продлится с 28 ноября 2024 года по 7 января 2025 года. Также верующие чтят память великомученика Димитрия Солунского, святителя Иоанна Златоуста и святителя Нектария Эгинского, помогающего онкологическим больным. Кроме этого, в ноябре православная церковь празднует день Казанской иконы Божией Матери и день иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
В материале РЕН ТВ публикуем православный календарь на ноябрь 2024 года с перечнем важных церковных праздников и дней памяти особо почитаемых святых.
Календарь православных праздников на ноябрь 2024 года
1 ноября – перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского. Великий подвижник Болгарской православной церкви и основатель главной святыни Болгарии – Рильского (Рыльского) мужского монастыря – родился в конце IX века. Став монахом, он поселился в одном из горных ущелий, соорудив там свой скит. Постепенно вокруг преподобного Иоанна собрались ученики, которые построили полноценный монастырский комплекс. Святой скончался 31 августа 946 года, мощи его находятся в Рильском монастыре.
2 ноября – православная церковь чтит память святого великомученика Артемия Антиохийского. Артемий жил в IV веке и был видным военачальником армии императора-христианина Константина Великого. За отвагу и неподкупность Константин назначил Артемия наместником Египта – в этой должности он немало сделал для распространения христианства. Но на смену Константину пришел язычник Юлиан, который жестоко преследовал христиан. Бросили в темницу и Артемия, который не отрекся от веры во Христа, за что был подвергнут страшным пыткам и в итоге обезглавлен.
На Руси день памяти Артемия Антиохийского называли Артемьевым днем. В этот день было принято квасить капусту и делать другие заготовки на зиму – считалось, что все приготовленное в Артемьев день не пропадет до весны.
Также 2 ноября – Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота, поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября. По одной из исторических версий, день поминовения установили после битвы на Куликовом поле в 1380 году – тогда заупокойное богослужение отслужили по павшим в сражении воинам. Со временем в субботу перед Димитриевым днем стали устраивать поминки и по усопшим родным. В этот день также важно посетить церковь и оставить там записку с именами покойных. Подробнее об истории и традициях Дмитриевской субботы читайте по ссылке.
3 ноября – православные христиане чествуют Илариона Великого. Святого считают первым проповедником монашеской жизни в Палестине. Он жил в III веке, обучался в Александрии, где и принял христианство. Вернувшись на родину, преподобный раздал все имущество бедным и ушел отшельником в пустыню. Там он провел 22 года и обрел дар исцелять людей.
Слух о подвижнике разнесся по всей Палестине, к нему стали приходить страждущие – для исцеления тела и души. Многие, желая спасти свою душу, принимали крещение, а затем становились монахами. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Святой Иларион проповедовал необходимость нестяжательности, до конца жизни отказывался принимать пожертвования, которые ему приносили в благодарность за выздоровление.
В этот же день вспоминают еще одного святого с таким именем – Илариона Псковоезерского, или Гдовского, который был учеником преподобного Ефросина Псковского. В 1460 году он основал Озерский Покровский монастырь на берегу реки Желчи, впадающей в Чудское озеро. Обитель стала важным религиозным центром, и, несмотря на близость Ливонского ордена, православие быстро распространялось среди местных жителей.
На Руси 3 ноября называли Иларионовым днем, а еще – Первой порошей. Выпадал первый снег, дорога становилась непролазной, и поездки откладывали на другую дату. Считалось, что, если на Иларионов день снег выпал и не растаял на деревьях, значит, не растает и на земле.
4 ноября – празднование Казанской иконы Божией Матери. Это одна из самых почитаемых в России святынь – ее списки можно увидеть во многих православных храмах страны. В церковном календаре Казанской иконе Божией Матери посвящены два праздника. Один из них отмечают 21 июля – в честь обретения иконы. Второй, осенний праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября установлен в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Подробнее об истории обретения образа и его значении для православных христиан читайте по ссылке.
5 ноября – день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти. Выражение "брат Господень" вошло в историю благодаря апостолу Павлу, который в своем Послании к Галатам признается, что "другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня" (Гал.1:19).
Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены. Согласно преданию, Иисус Христос явился ему после своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особая задача: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем важнейшее значение для христианского мира.
За 30 лет епископства апостол Иаков обратил в христианство многих иудеев. Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого. Они схватили Иакова и приказали отречься от Спасителя. Получив решительный отказ, святого столкнули с портика храма на землю, а затем забили камнями. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.
Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии. Также сохранилось Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета.
Важно отметить, что церковь отличает апостола Иакова, брата Господня, от Иакова Зеведеева (день памяти 13 мая) и Иакова Алфеева (день памяти 22 октября).
На Руси 5 ноября называли "Яков Праведный" и "Яков Гужник". Оно считалось мужским днем, а Яков был покровителем мужчин, занятых тяжелой физической работой. Мужчины в этот день старались сделать как можно больше – считалось, что святой поможет во всех делах. "На Якова" валяли валенки, занимались плотницкими, столярными и скобяными работами, а также завершали заготовку дров.
6 ноября – празднование чудотворной иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Икона прославилась чудотворением в 1688 году, когда она находилась в Спасо-Преображенской церкви в Москве. Чудо, которое явила икона, произошло с Евфимией, родной сестрой патриарха Московского Иоакима.
Евфимия долгое время страдала неизлечимой болезнью. По преданию, однажды утром во время молитвы Пресвятой Богородице она услышала голос Девы Марии, которая велела ей идти в храм Преображения, найти там образ "Всех Скорбящих Радость" и просить священника отслужить молебен с водосвятием. Евфимия, узнав, что такая икона действительно есть в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Богородицы – и исцелилась. Это произошло 24 октября (6 ноября по н. ст.) 1688 года.
7 ноября – день памяти мучеников Маркиана и Мартирия, нотариев Константинопольских. Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев (секретарей) патриарха Павла Исповедника. Еретики-ариане изгнали, тайно казнили праведного патриарха и попытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону – подкупали их лестью и золотом, обещали архиерейские саны, но мученики не отреклись от православия. За это Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти, святых усекли мечом.
8 ноября – православные христиане чтят память великомученика Димитрия Солунского. Святой жил в Греции в III веке и происходил из очень богатой и влиятельной римской семьи. Его отец был проконсулом и управлял Фессалониками (современный город Салоники, славянское название – Солунь). Родители Димитрия были тайными христианами и крестили сына еще в детстве.
После смерти отца Димитрий занял его пост. Главной его обязанностью было защищать свою область от внешних врагов, но император Максимиан потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к вере во Христа.
Император Максимиан приказал расправиться с проконсулом-христианином. Димитрий, узнав о том, что казнь неминуема, раздал все имущество бедным и смиренно ожидал своих палачей в посте и молитве. Святого великомученика Димитрия Солунского казнили в темнице. При императоре Константине над могилой святого была построена церковь. Подробнее читайте в этом материале.
9 ноября – день памяти преподобного Нестора Летописца, Печерского. Именно он создал наиболее ранний из древнерусских летописных сводов начала XII века – "Повесть временных лет". Преподобный Нестор Летописец родился в Киеве в XI веке. В 17 лет начал обучение в Киево-Печерской лавре, позже был пострижен в монахи, а потом посвящен в иеродиаконы.
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление "Повести временных лет". Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть и всемирной истории, и истории спасения человеческого рода.
Скончался Нестор 27 октября 1114 года. Мощи святого находятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Преподобный входит в список святых римско-католической церкви под именем Нестор Летописец, Печерский.
На Руси день преподобного Нестора почитали как обетный, то есть подходящий для обещаний, которые непременно нужно выполнить. Например, женщины давали зарок на Параскеву (память великомученицы Параскевы совершается 10 ноября) и обещали выполнить какую-то сложную работу в абсолютном молчании. А богатые люди обещали построить церковь или подать большую милостыню.
10 ноября – день памяти мученицы Параскевы, нареченной "Пятница". Святая родилась в III веке в Иконии в благочестивой семье. Родители ее особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевой, что в переводе с греческого и означает "Пятница".
Параскева рано осталась сиротой, но не оставила веры и пыталась нести христианство в мир и приобщать к нему язычников. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, Параскева отказалась принести жертву идолам и была подвергнута истязаниям. Христиане похоронили тело святой Параскевы, а мощи великомученицы вскоре прославились многочисленными исцелениями.
Наши предки считали Параскеву прежде всего заступницей и помощницей женщин. Говорили, что ее образ приносит в дом благополучие и счастье, а также бережет от дьявольского наваждения. Этот день на Руси еще называли Параскева Льняница: крестьянки мяли новый лен, а "первину" – первый обтрепанный пучок льна – освящали в церкви и прикрепляли к иконе святой Параскевы.
11 ноября – день памяти святой преподобномученицы Анастасии Римлянки. Она жила в III веке. После смерти родителей девочку взяла на воспитание настоятельница женского монастыря София. В этой обители недалеко от Рима Анастасия позже приняла монашество. Она была очень красивой девушкой и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой.
В это время начались гонения на христиан. Один из отвергнутых искателей руки Анастасии донес о монастыре военачальнику Прову. Тот изумился красоте девушки и попытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры. Но Анастасия твердо отвечала: "Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие – Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!" Тогда Анастасию начали жестоко истязать, но она не просила о пощаде, продолжала петь псалмы и славить Бога.
В ярости палачи отрезали ей язык. Римляне, видя бесчеловечные издевательства над Анастасией, возмутились, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело ее было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле.
12 ноября – празднование в честь Озерянской иконы Божией Матери. Чудотворный образ хранился недалеко от Харькова, в Преображенском Куряжском монастыре. Считается, что он был явлен в конце XVI века возле села Озеряны – отсюда и название иконы. Впоследствии на этом месте возникла обитель, также получившая название Озерянской.
По преданию, украинский крестьянин косил траву и косой рассек образ Божией Матери пополам. Осознав, что совершил – пусть и непреднамеренно – страшный поступок, он с благоговением поместил две половины иконы в молитвенном углу своего дома, зажег перед ней свечу, а утром увидел, что икона цела, остался лишь тонкий след от рассечения.
В 1794 году Озерянская икона была перенесена в Куряжский монастырь, а после его закрытия несколько лет находилась в харьковской Покровской церкви. В начале XIX века монастырь был восстановлен, и святую икону Божией Матери по просьбе братии возвратили в обитель. После революции в годы богоборчества Озерянская икона Божией Матери была утеряна. Сохранился лишь список, сделанный по всем церковным канонам и обладающий, как утверждают священнослужители, такой же чудотворной силой, как и оригинал.
13 ноября – день памяти преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских. Святые жили в XII веке и 30 лет исполняли свое послушание – пекли просфоры. Преподобный Спиридон пришел в монастырь при игумене Пимене уже немолодым человеком. Подвижник сопровождал свой труд непрестанной молитвой и пением псалмов.
Преподобный Спиридон еще при жизни был известен своим чудотворением. Так, однажды он потушил мантией загоревшуюся пекарню: огонь погас, а мантия осталась целой. Святой Никодим трудился вместе с преподобным Спиридоном и вел такую же строгую жизнь. Мощи их находятся в Антониевой пещере. У преподобного Спиридона пальцы правой руки сложены троеперстно.
14 ноября – православные христиане чтят память бессребреников Космы и Дамиана Асийских и матери их, преподобной Феодотии. Святые Косма и Дамиан пострадали за христианскую веру в III столетии в Малой Азии.
Еще молодыми людьми они изучали врачебную науку, узнавали целебные свойства трав и растений. Господь благословил братьев и даровал им особую благодать – дар исцелений и чудотворений. Множество немощных – слепых, хромых, бесноватых окружали чудотворцев, но они помогали всем. Святые сами искали болящих и для этого переходили из города в город и исцеляли всех больных – без различия пола и возраста, звания и состояния. Никакой награды за свои труды они никогда не брали, твердо сохраняя заповедь Спасителя: "Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте" (Мф.10:8).
Вместе с этими святыми врачами также почитается и их мать – ревностная христианка преподобная Феодотия Асийская, воспитавшая своих сыновей в христианском духе и верности Христу.
15 ноября – празднование Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия". Эта чудотворная икона была написана в 1655 году в Воскресенском приходе города Шуи, где в те времена свирепствовала эпидемия чумы. Уповая на заступничество Богородицы, прихожане Воскресенской церкви поручили одному иноку написать образ Смоленской Божией Матери, издавна почитаемой на Руси как заступница от врагов и бед. Целую неделю, пока писался образ, прихожане пребывали в посте и молитве.
Когда икона была написана, ее перенесли в церковь и поставили в особо устроенном месте. Вскоре чума прекратилась, а от иконы продолжали совершаться чудесные исцеления, особенно от глазных болезней.
Празднование иконе совершается трижды в году: 10 августа – вместе с другими иконами "Одигитрия", 15 ноября – в память написания иконы и начала прекращения эпидемии чумы и во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы. Подробнее об иконе читайте в отдельном материале.
16 ноября – день памяти святых Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона Севастийских и других мучеников. Святые воины-христиане пострадали вместе с дружиной в Севастии Армянской во время преследования христиан при императоре Лицинии. Воины Евдоксий, Аттик и Катерий за проповедь христианства претерпели различные истязания, их заключили в темницу, бичевали воловьими жилами и выбили зубы. В это же время были схвачены христиане Истукарий, Пактовий и Никтополион, которых били палками и подвергали другим пыткам, а затем сожгли вместе с воинами. Произошло это около 320 года.
17 ноября – православные христиане вспоминают двух великомучеников: епископа Никандра Мирского и пресвитера Ермея. Они были сподвижниками святого Тита, ученика апостола Павла. Проповедуя христианство, они обратили ко Христу много язычников. За это были схвачены и приведены на допрос к градоначальнику Ливанию. Ни уговоры, ни угрозы властей не склонили святых мучеников отречься от веры. Тогда Никандра и Ермея подвергли жестоким пыткам: их, привязанных к коням, волокли по камням, тела их рвали железными крючьями, бросали в горящую печь. Под конец мучители пронзили головы и сердца святых гвоздями и, бросив их в яму, засыпали землей.
На Руси 17 ноября назывался Ереминым днем. Погода в этот день часто бывает ненастной, поэтому существовала поговорка: "Ерема – сиди дома". Наши предки предпочитали заниматься домашними делами и не выходить за порог – считалось, что в этот день нечисть бродит по улицам и пытается залезть в дома. Для защиты от нее на ставнях рисовали кресты, а на подоконники насыпали рябину.
18 ноября – день памяти святителя Ионы, архимандрита Новгородского. Иона, в миру Иоанн, родился в Новгороде в конце XIV века и рано остался сиротой. Еще в детстве он получил предсказание о своем святительстве от блаженного Михаила Клопского, которое исполнилось через пятьдесят лет.
Иоанн принял постриг в Отенской пустыни, был игуменом этой обители, откуда новгородцы в 1458 году избрали его в архиепископы. Святитель Иона пользовался большим уважением в Москве, и в его святительство московские князья не посягали на независимость Новгорода. Иона много заботился о духовном просвещении своей паствы и о строительстве храмов. Он оказал большую помощь и содействие устройству Соловецкого монастыря: преподобному Зосиме святитель выдал грамоту, по которой вместе с мирскими властями отдавал во владение новой обители весь Соловецкий остров. Архиепископ Иона скончался в 1470 году. Нетленные мощи святителя прославились многочисленными чудотворениями.
19 ноября – день памяти священномученика Павла I, патриарха Константинопольского. Святитель Павел родился в конце III века в греческом городе Фессалоники. После смерти императора Константина Великого на трон взошел его сын Констанций, поддерживавший ариан (это течение в христианстве утверждало, что Сын Божий – это не Бог, а Божие творение, не единосущное и не подобное Богу).
В церкви тогда происходила великая смута. Святой Александр, патриарх Константинопольский, скончался в 337 году, и на его место на соборе епископов, среди которых было много ариан, большинством голосов избрали пресвитера Павла. Император-еретик не один раз изгонял Павла из Константинополя, и святитель был вынужден жить в Риме под защитой православного императора западной части Византийской империи Константа.
После смерти Константа во время дворцового переворота в 350 году святитель Павел был отправлен в ссылку в Армению, в город Кукуз, где принял мученическую смерть: во время Божественной литургии в церковь ворвались ариане и задушили патриарха его святительским омофором. Произошло это в 350 или в 351 году. В 381 году мощи святителя Павла были перенесены в Константинополь, а в 1326 году – в Венецию.
20 ноября – празднование иконы Божией Матери "Взыграние" (Угрешской). Эта икона – одна из самых любимых в народе. Известно, что после молитв перед ней происходили многочисленные чудеса, связанные с исцелением от бесплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев.
Икона Божией Матери "Взыграние" была обретена 20 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре под Москвой. Эта древняя обитель была основана в 1380 году князем Дмитрием Донским на том месте, где ему явилась икона святителя Николая Чудотворца. По преданию, именно здесь войско князя остановилось на отдых на пути к Куликову полю. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего он произнес: "Сия вся угреша (согрело) сердце мое" – и дал обет в случае победы построить на этом месте монастырь. Так появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери "Взыграние".
После революции, во время разорения обители, икона исчезла. До наших дней сохранился ее список 1814 года. В 1990-х годах с него выполнили несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и сейчас находится в музее-ризнице обители. В монастыре также есть еще один чтимый образ иконы Божией Матери "Взыграние". Он хранится в Спасо-Преображенском соборе и является одним из наиболее любимых прихожанами.
21 ноября – православная церковь празднует Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных: архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Выбор даты этого праздника не случаен: он был установлен в начале IV века на поместном Лаодикийском соборе. Совершается праздник в девятый месяц от марта, с которого в древности начинался год – в соответствии с числом девяти ангельских чинов.
Существует три иерархии ангельских чинов. Высшая – это серафимы, херувимы и престолы. Ближе всех Пресвятой Троице находятся шестикрылатые серафимы (в переводе "пламенеющие, огненные"). Они пламенеют любовью к Богу и побуждают к ней других. Херувимы – "просвещение", через них посылается премудрость. Далее следуют престолы – они служат правосудию.
Средняя иерархия ангельских чинов – господства (они наставляют земных властителей, учат владеть чувствами и побеждать искушения), силы (ниспосылают дар чудотворения святым, а также укрепляют терпение и даруют мужество) и власти (помогают в борьбе со злыми помыслами).
Низшая иерархия – начала (охраняют страны, народы, племена), архангелы (открывают тайны веры и пророчества, укрепляют в людях веру) и ангелы (в переводе с греческого "вестники" – они раскрывают людям волю Господа, наставляют верующих, охраняют, удерживают от падений и пытаются помочь падшим).
Ангелами также называют и все небесные силы. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом. Верующие христиане знают имена и других архангелов: Гавриил ("сила Божия"), Рафаил ("врачевание Божие"), Уриил ("свет Божий"), Селафиил ("молитвенник Божий"), Иегудиил ("славящий Бога"), Варахиил ("благословение Божие"), Иеремиил ("возвышение к Богу").
В народе 21 ноября отмечали Михайлов день, или Михайловы грязи: в это время на Руси случались оттепели, поэтому дороги часто превращались в непроходимое месиво. В старину с этого дня начинались михайловские гулянья, посвященные завершению летних и осенних сельскохозяйственных работ. Подробнее о Соборе архистратига Михаила читайте по ссылке.
22 ноября – день памяти святителя Нектария Эгинского, одного из самых известных и почитаемых греческих святых XX века. Жизнь подвижника была очень тяжелой – ему не раз пришлось столкнуться с клеветой, завистью и даже ненавистью. Святой Нектарий был епископом Александрийской православной церкви, но по ложному доносу его рано отправили на покой. Долгое время святой жил в крайней нищете, но никакие трудности не сломили его твердую веру и любовь к людям.
В России вышло несколько жизнеописаний Нектария Эгинского, но широко известным он пока не стал. В Греции он повсеместно почитается как прославленный чудотворец, в его честь возведены храмы и часовни. По молитвам святителя многие люди получают помощь и исцеление, особенно он помогает тем, кто страдает онкологическими заболеваниями.
Частица мощей святителя Нектария Эгинского находится в московском храме Святителя Николая в Котельниках – это подворье Православной церкви Чешских земель и Словакии. Доступ к мощам открыт ежедневно с 11:00 до 19:00. Каждый понедельник в 18:00 совершается молебен чудотворцу.
23 ноября – день памяти святого мученика Ореста. Он жил в конце III века в Каппадокии в городе Тиана во время правления Диоклетиана и был очень искусным врачом. С детских лет святой Орест был добрым христианином. Для борьбы с христианством в Тиану был направлен ревностный идолослужитель Максимин. Он призвал Ореста к себе и потребовал отречься от веры, обещая взамен богатства, почести и славу.
Однако святой был непреклонен и отказался поклониться идолам в языческом храме. За это его подвергли тяжелым истязаниям – 40 солдат били мученика палками, плетьми и воловьими жилами. Затем святого пытали огнем. Тогда Орест воззвал к Господу: "Боже, сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся". И случилось чудо: началось землетрясение, во время которого языческие статуи разбились, а храм разрушился. Однако чудо не вразумило язычников. По приказу Максимина святого неделю держали в тюрьме без воды и еды, затем продолжили пытки. В пятки Ореста вбили гвозди, а потом привязали к дикой лошади, которую гоняли до тех пор, пока мученик не умер. Тело его бросили в море.
Изначально в житии святого были указаны не все перенесенные Орестом мучения. Но в 1685 году иноку Киево-Печерской лавры Димитрию, будущему митрополиту Ростовскому, занимавшемуся перепиской древней рукописи, во сне явился святой мученик. Он показал рану в груди, перебитые голени, перерезанные сухожилия на руках и велел дополнить свое житие.
24 ноября – православные христиане чтят память Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Он жил в Москве в конце XIV века. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно. Святой избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению – добровольно, Христа ради приняв на себя маску юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти нагим, перенося с молитвой и зной и холод. "Хоть люта зима, но сладок рай", – говорил он, подавая пример терпения и стойкого перенесения житейских невзгод.
На Руси очень любили своих юродивых, ценили их смирение, прислушивались к их мудрости, высказанной доходчиво – народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до голимой бедноты.
Скончался блаженный Максим 24 ноября 1434 года и был погребен у церкви Святых князей Бориса и Глеба. У мощей святого угодника стали происходить чудесные исцеления. В 1547 году в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: "Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому". В том же году 26 августа были обретены нетленные мощи блаженного Максима – это дата также есть в православном церковном календаре.
25 ноября – празднование иконы Божией Матери "Милостивая" (Киккская). По преданию, эта икона была написана святым евангелистом Лукой. Ее называют также "Киккиотиса" – от названия горы Киккос на острове Кипр. Здесь она находится в храме, построенном в ее честь.
Прежде чем попасть на остров Кипр, чудотворный образ Богородицы сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте, затем в 980 году был перевезен в Константинополь, где оставался до царствования императора Алексия Комнина (конец XI – начало XII века). И только после этого она по откровению старца Исаии была возвращена на Кипр.
В Киккской обители от иконы совершались и совершаются многочисленные чудеса. В обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются страдающие всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. На Руси списки чудотворного образа появились в XVII веке. Один из наиболее известных и почитаемых находился в московском Зачатьевском женском монастыре и был его главной святыней. После разорения обители в 1920-х годах чудотворный список был передан в храм Пророка Илии в Обыденском переулке. В 1999 году, когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, икона Божией Матери "Милостивая" вернулась на свое прежнее место.
26 ноября – православная церковь чтит память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Он – один из трех вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Глубоко зная Священное Писание, Иоанн стал блестящим проповедником, и за редкий дар красноречивости паства назвала его Златоустом. Отличительной особенностью его проповедей были ясность, доступность, яркая выразительность и глубина мысли.
Память святителя Иоанна Златоуста празднуется православной церковью три раза в году: 9 февраля, 12 февраля и 26 ноября.
Подробнее о жизни богослова, который открыл миру суть христианского учения, и о традициях дня его памяти читайте по ссылке.
27 ноября – день памяти святого апостола Филиппа, одного из двенадцати апостолов – учеников Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Иоанна, Филипп родился в Вифсаиде, в Галилее – из того же города были апостолы Андрей и Петр. Веря в ветхозаветные пророчества, он трепетно ждал прихода Мессии и сразу откликнулся на проповедь Христа. Из Евангелия известно, что Филипп был сердечным и отзывчивым человеком. После Вознесения Господня Филипп много проповедовал – в Галилее, Греции, Малой Азии. Также известно, что Господь наделил его даром чудотворения.
В 90 году в Иераполе Фригийском (рядом с Памуккале в Турции) апостол Филипп был казнен за проповедь – его распяли головой вниз вместе с его соратником Варфоломеем. Святому было 87 лет. В момент казни произошло землетрясение, и земля поглотила жрецов, правителя и многих язычников. Остальные же, испугавшись, просили у святых прощения. Варфоломея, расположенного ближе к земле, сняли с креста, а Филиппа не смогли. Умирая, он молился Богу и просил его простить своих мучителей. В XI веке Иераполь был захвачен турками. Спустя 700 лет археологи раскопали остатки города. А в 2011 году была найдена гробница апостола Филиппа.
На Руси 27 ноября называли Филипповым днем и молились святому об избавлении от разных недугов, особенно от глазных болезней, просили у него помощи в печалях и скорби. В этот день отмечали Филиппово заговенье – начало Рождественского поста, последнего многодневного поста в году, который закончится в ночь на Рождество, 7 января 2025 года.
28 ноября – начало Рождественского поста. Он длится сорок дней и поэтому назван в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Рождественский пост – зимний, он служит для всех православных христиан освящением последней части года и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Правила воздержания, предписанные в Рождественский пост, такие же, как и в Петров пост. В это время не едят мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Рыба разрешается в субботу и воскресенье и в великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря. Для детей, пожилых и больных людей, беременных и кормящих женщин правила не такие строгие – пост для человека, а не человек для поста. Подробнее о Рождественском посте читайте здесь.
29 ноября – день памяти апостола и евангелиста Матфея. Он был одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя. Названный при рождении Левием, он жил в галилейском городе Капернаум и служил мытарем – сборщиком податей, то есть собирал со своих сограждан дань для Рима, поработившего Иудею.
После встречи с Иисусом, осознав свои грехи, Левий вчетверо больше собранного вернул тем, кого прежде обирал, раздал все остальное имущество бедным, а сам последовал за Христом, став свидетелем его страданий, смерти и воскресения.
Апостолу Матфею молятся о заступничестве и восстановлении справедливости, об укреплении веры, о защите от искушений, о помощи в борьбе с зависимостями, о защите от недругов, клеветников и преследователей, об исцелении телесных и душевных болезней.
30 ноября – православная церковь чтит память преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия. Святой родился в Юрьеве-Польском в XIV веке. Еще подростком он пришел в обитель к преподобному Сергию Радонежскому. Испытывая мальчика, Сергий отправил его в другой монастырь – тот выполнил наказ старца смиренно и послушно.
В Радонеж Никон вернулся спустя несколько лет, уже став монахом. Преподобный Сергий много беседовал с Никоном, объяснял ему сущность духовной жизни, а перед смертью назначил своим преемником. В 1408 году Троице-Сергиеву лавру разорил хан Едигей. Но ранее преподобному Никону было видение, которое предвещало обители процветание и славу. Иноки успели покинуть монастырь и не пострадали. Вернувшись и увидев вместо стен лавры пепелище, они не впали в уныние, а начали усиленно трудиться.
Никон принял решение построить каменный храм во имя Пресвятой Троицы. Расписывать иконостас он пригласил иноков Даниила Черного и Андрея Рублева. Именно тогда иконописцем и была создана знаменитая икона Святой Троицы. Во время строительства храма были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, которые находятся сейчас в Троицком соборе. Преподобный Никон покоится в соседнем Никоновском храме.
Важные православные праздники в ноябре 2024 года и справка о них
Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского (1 ноября)
Почитание преподобного Иоанна в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского в России. Как преподобного Сергия называют игуменом всея Руси, так и преподобного Иоанна можно назвать игуменом всея Болгарии. Поражает сходство и их жизнеописаний, и их наследия: оба воспитали великое множество подвижников-учеников и стали столпами церквей – Болгарской и Русской. Основанные ими монастыри являются крупнейшими центрами духовного просвещения, а их нетленные мощи охраняют их столицы.
Иоанн Рыльский родился в IX веке в маленькой деревне неподалеку от современной Софии. Рано оставшись сиротой, Иоанн познал много горестей: и нужду, и тяжкий труд, и несправедливые обиды. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным.
Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Долгое время об отшельнике никто не знал. Но однажды встревоженное чем-то овечье стадо прибежало к месту обитания праведника. Вслед пришли и пастухи. Преподобный Иоанн угостил их росшими неподалеку бобами: "Вы пришли сюда голодные – рвите себе бобы мои и ешьте". Все быстро насытились, и только один пастух потихоньку набил бобами свои карманы. По дороге домой он предложил товарищам перекусить, однако все стручки оказались пустыми. Удивленные и раскаявшиеся пастухи вернулись за прощением к старцу, и тот простил их, сказав с улыбкой: "Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного".
С тех пор к преподобному Иоанну потянулись люди – больные шли за исцелением, а здоровые – за мудрым советом. Вскоре рядом с пещерой святого Иоанна возник монастырь, названный Рыльским (Рильским) – сегодня он включен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
За пять лет до своей кончины преподобный Иоанн Рыльский написал труд "Завет ученикам", который стал одним из памятников болгарской письменности. Мощи святого долго хранились в Софии, а сейчас возвращены в Рыльский монастырь.
Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота (2 ноября)
Дмитриевская родительская суббота – это день особого поминания усопших, когда принято молиться за упокой всех православных христиан: родственников, друзей, знакомых, а также тех, за кого некому помолиться.
Ежегодно дата Дмитриевской субботы меняется. Традиционно это последняя суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). В 2024 году она выпадает на 2 ноября.
Согласно преданию, история Димитриевской субботы связана с Дмитрием Донским и Куликовской битвой. Перед сражением великий князь посетил Троице-Сергиеву лавру и получил благословение от Сергия Радонежского. 8 сентября 1380 года русские воины одержали победу над Мамаем. После битвы в той же обители Дмитрий Донской и преподобный Сергий совершили поминовение павших. Со временем это стало традицией: чтить память не только погибших в Куликовской битве, но и всех усопших православных христиан.
В этот день православные христиане обязательно молятся за умерших в храме или дома. Также принято накануне родительской субботы оставлять записки с именами усопших в церкви, чтобы священник упомянул их во время панихиды.
По традиции перед началом службы в церкви оставляют постные продукты: фрукты, овощи, хлеб, муку для просфор, кагор для литургии, свечи и масло для лампад. По традиции многие посещают могилы близких, а потом устраивают дома поминальный обед. К столу принято подавать пироги и блины. Подробнее о Дмитриевской (Димитриевской) родительской субботе читайте по ссылке.
Празднование Казанской иконы Божией Матери (4 ноября)
Празднование Казанской иконы Божией Матери установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
Та эпоха известна как Смутное время. На рубеже XVI и XVII веков трагически совпали многие исторические обстоятельства: на Руси свирепствовали сильные неурожаи и голод, прервалась царская династия Рюриковичей, разразился кризис в государственном управлении и экономике.
В результате часть страны вместе со столицей была захвачена польскими интервентами. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. По преданию, от находившегося в плену у поляков святителя Арсения пришла весть: ему было видение, что по милости Богородицы русские войска одержат победу. Воодушевленные известием, 4 ноября 1612 года ополченцы освободили Москву от польских захватчиков.
Казанская икона Божией Матери, чудесным образом обретенная в XVI веке в Казани, относится к древнему иконографическому типу "Одигитрия". В переводе с греческого это слово означает "Указующая путь, Путеводительница". По преданию, первая Одигитрия была написана еще евангелистом Лукой.
В середине V века святыню привезла из Иерусалима в Константинополь византийская царица Евдокия, жена императора Феодосия. Икона хранилась во Влахернском храме и считалась хранительницей столицы Византии. Ее не раз выносили на городские стены во время нападения врагов.
Константинопольская Одигитрия погибла в 1453 году во время штурма города турками. Османские солдаты разрубили ее на части, позарившись на золотой оклад с драгоценными камнями. Но образ, созданный евангелистом Лукой, нашел свое продолжение в иконах, распространившихся по всему миру, в том числе и в России. Пройдя через огонь казанского пожара и выйдя из него невредимой, икона Богородицы прославилась чудесами и дала начало мощной иконографической традиции на Руси. Подробнее об истории обретения образа и его значении для православных христиан читайте по ссылке.
День памяти святителя Нектария Эгинского (22 ноября)
Святитель Нектарий Эгинский – один из самых известных и почитаемых греческих святых XX века. В миру Анастасий Кефалас родился в 1846 году в благочестивой семье. Кроме него, у родителей было еще шестеро детей. С детства Анастасий с радостью посещал храм, любил читать Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уехал в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.
Жизнь в Константинополе была нелегкой. Сначала подросток устроился на табачную фабрику, но средств не хватало. В отчаянии, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой Господу. Он написал ему письмо: "Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя". На конверте указал адрес: "Господу Иисусу Христу на небеса" и попросил соседа-торговца отнести письмо на почту. Тот, удивившись необычному адресу на конверте, прочитал письмо и, увидев такую силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога.
Затем Анастасию удалось устроиться на работу смотрителем в школе при подворье храма Гроба Господня, где у него появилась возможность продолжить образование и еще глубже погрузиться в церковную жизнь.
Через десять лет Анастасий был пострижен в иноки с именем Лазарь в монастыре Неа-Мони на острове Хиос. В 1877 году здесь же он принял монашеский постриг с именем Нектарий и сан иеродиакона. В 1886 году отец Нектарий был рукоположен в иеромонахи, а затем возведен в сан архимандрита и назначен секретарем Александрийского патриарха Софрония IV. В это время отец Нектарий служил в соборе Святителя Николая Чудотворца в Каире. Отдавая свои средства на роспись храма, он сам руководил работой реставраторов и художников.
В 1889 году архимандрит Нектарий был посвящен в епископа Пентапольского с возведением в сан митрополита, однако уже в мае 1890 года его отправили на покой с формулировкой: "Не ужившийся в климате Египта". Биографы связывают отставку Нектария с доносом патриарху, сделанным кем-то из недоброжелателей митрополита.
Быстрое возвышение, любовь народа, добродетельная жизнь святителя вызывали зависть и ненависть. Его оклеветали, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни. Владыку вынудили уехать.
Вернувшись в Афины, митрополит Нектарий семь месяцев жил в страшных лишениях. Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не принимали. В 1892 году святитель Нектарий с большим трудом получил должность проповедника в Греции, в провинции Эвбея. После ухода на покой он жил в основанном им в 1904 году Свято-Троицком женском монастыре на острове Эгина. Святитель много помогал рабочим в строительстве обители: носил камни и копал землю.
Несмотря на опалу, любовь простого народа сопутствовала Нектарию. Благодаря этому тьма клеветы постепенно отступала от имени святителя: люди видели его чистую и добродетельную жизнь, слушали вдохновенные проповеди и стремились к нему.
Скончался святитель Нектарий в 1920 году от рака. Умирал он тяжело и мучительно, два месяца страдая от боли в больнице для бедных. Когда гроб привезли на Эгину, весь остров вышел проводить своего святого. Люди несли гроб на руках и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон, благоухает. Руки и лицо божьего угодника обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.
20 апреля 1961 года патриаршим и синодальным указом Константинопольской патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых. Когда подняли его святые мощи, то оказалось, что остались только косточки. Как сказали священнослужители, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.
В 1998 году Священный синод Александрийской православной церкви вынес решение о полной церковной реабилитации святителя Нектария Эгинского.
В Греции он повсеместно почитается как прославленный чудотворец. Есть даже народная поговорка: "Нет ничего неисцелимого для святого Нектария". По молитвам святителя многие люди получают помощь и исцеление, в особенности же он помогает тем, кто страдает онкологическими заболеваниями.
Частица мощей святителя Нектария Эгинского находится в московском храме Святителя Николая в Котельниках – это подворье Православной церкви Чешских земель и Словакии. Доступ к мощам открыт ежедневно с 11:00 до 19:00. Каждый понедельник в 18:00 совершается молебен чудотворцу.
День памяти Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (26 ноября)
Константинопольский архиепископ Иоанн – один из отцов церкви, вселенский учитель и святитель, который жил в IV веке. Отцами и учителями церкви называют выдающихся богословов и церковных деятелей, которые совместили чистоту учения со святостью жизни и были признаны церковью в качестве несомненных авторитетов.
Родился Иоанн в Антиохии около 347 года в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына, а мать Анфуса, оставшись вдовой в 20 лет, больше не вышла замуж и посвятила свою жизнь воспитанию Иоанна в христианской вере. Будущий святитель получил прекрасное образование, как светское, так и религиозное. После смерти матери он принял монашество, которое называл "истинной философией". В 386 году святитель Иоанн был рукоположен епископом Антиохийским Флавианом в пресвитера – это служение подразумевало и произнесение проповедей.
Двенадцать лет он проповедовал в храме дважды в неделю, а иногда – при большом стечении народа – и ежедневно. Глубоко зная Священное Писание, Иоанн стал блестящим проповедником, и за редкий дар красноречия паства назвала его Златоустом. Отличительной особенностью его проповедей были ясность, доступность, яркая выразительность и глубина мысли.
Для лучшего понимания христианами Священного Писания святитель Иоанн создал множество бесед на отдельные тексты Библии и толкования на многие книги Священного Писания, а также составил чин литургии, сохранившей его имя до наших дней.
Святитель был не только богословом, но также и обличителем распущенности нравов в столице Византии, чем вызвал ненависть со стороны знати и самой императрицы Евдоксии. Его оклеветали и подвергли неправедному церковному суду, святитель был низложен и даже приговорен к казни, которую император Аркадий заменил изгнанием.
Сразу после изгнания в Константинополе произошло сильное землетрясение. Испуганная Евдоксия отправила Иоанну письмо, умоляя его вернуться. Однако спустя два месяца на святителя вновь написали ложный донос. В марте 404 года его изгнали из города во второй раз, а вскоре после этого храм Святой Софии и сенат сгорели в пожаре.
Последние годы жизни Иоанн Златоуст провел в изгнании, где, будучи сильно больным и изможденным, и скончался в 407 году. По преданию, последними словами святителя Иоанна были: "Слава Богу за все!" Подробнее о жизни богослова, который открыл миру суть христианского учения, и о традициях дня его памяти читайте по ссылке.
День памяти апостола и евангелиста Матфея (29 ноября)
Апостол и евангелист Матфей был одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя. При рождении его назвали Левием, он жил в галилейском городе Капернаум и был братом апостола Иакова Алфеева.
Будущий евангелист служил мытарем – сборщиком податей. Люди не любили и презирали мытарей, считая их предателями, ведь они силой и угрозами собирали с сограждан дань для Рима, поработившего Иудею. Но Христос говорил, что пришел не к праведникам, а грешникам. И узнавший Спасителя Матфей безоговорочно последовал за ним.
После Вознесения Господня апостол отправился проповедовать, но, перед тем как покинуть Иерусалим, Матфей откликнулся на просьбы иудеев и написал для них Евангелие – первую книгу Нового Завета. В нем есть описание того, как состоялось призвание Матфея. По преданию, Христос проходил мимо и просто сказал ему: "Иди за Мной". И Матфей повиновался.
Евангелие от Матфея отличалось от трех других тем, что было написано на арамейском наречии еврейского языка. Оно писалось для христиан-иудеев, поэтому там много ссылок на ветхозаветные пророчества, исполнившиеся в Иисусе Христе.
В Евангелии от Матфея есть еще один эпизод, не вошедший в труды других апостолов. Он говорит о том, как Иисус повелел апостолу Петру идти к нему по воде. Но Петр испугался и стал тонуть. Христос же протянул тому руку, поддержал его и сказал: "Зачем ты усомнился, маловерный!" Очевидно, что Матфею было очень важно передать эту историю как завещание – если тебя зовет Христос, бросай все, иди к Нему и ничего не бойся.
26-я и 27-я главы Евангелия от Матфея описывают страдания Христа и распятие Спасителя. Этот текст получил название "Страсти по Матфею" и стал драматургической основой для произведений многих композиторов. Среди самых известных авторов – Иоганн Себастьян Бах и его монументальная трехчасовая оратория.
Какие посты есть в ноябре 2024 года
Начало Рождественского поста (28 ноября)
Сорок дней воздержания Рождественского поста готовят православных христиан к одному из самых больших церковных праздников, который они отметят уже в новом, 2025 году. Дата начала поста неизменна из года в год – это 28 ноября. Но отказаться от мясных и молочных продуктов в 2024 году придется на день раньше, поскольку 27 ноября – день памяти апостола Филиппа и день заговенья (то есть последний день, когда едят скоромную пищу) – выпадает в этом году на среду.
Правила воздержания, предписанные церковью в Рождественский пост, такие же, как и в Петров пост. Нельзя употреблять в пищу мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря. А также по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; в понедельник, среду и пятницу – только в том случае, если в этот день полагается всенощное бдение, например в престольный праздник.
Если нет особого праздника, то готовят пищу на растительном масле во вторник и четверг и без него – в понедельник, среду и пятницу, в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг.
За несколько дней до наступления Рождества пост усиливается, а последний предпраздничный день – Сочельник – считается самым строгим. Монастырский устав предписывает в этот день принимать пищу лишь один раз.
По традиции в день перед Рождеством подкреплять свои силы у верующих принято простым и питательным блюдом из зерен пшеницы и других злаков с медом, сухофруктами, орехами и медом – сочивом. Допустима и другая постная еда, но по уставу не разрешена рыба.
Хотя церковный день принято отсчитывать с вечера, дата окончания поста – это день, когда совершается литургия, то есть завершается Рождественский пост после нее: либо ночью, либо утром 7 января 2025 года. Подробнее о Рождественском посте читайте по этой ссылке.
Самые частые вопросы о Рождественском посте
Что нельзя делать в Рождественский пост?
В Рождественский пост, как и в другие многодневные посты, нельзя жить, не замечая особенностей этого периода. Пост – это не тяжкое бремя для христианина, это потребность его души. И смысл поста не в том, чтобы страдать и терпеть невыносимые лишения и мучения. А в том, чтобы через отказ от скоромной пищи и житейских удовольствий принести маленькую жертву Богу.
Воздержание в еде, супружеских отношениях, отказ от развлечений помогает переключить внимание с внешнего на внутреннее и попытаться заглянуть в свою душу.
Можно ли поминать усопших во время Рождественского поста?
В отличие от Великого поста, во время Рождественского нет специальных дней для поминовения усопших. Но они и не нужны – ведь литургии в эти 40 дней совершаются как обычно, и в любое время можно подать записку о поминовении, тем более что поминовение на литургии считается самым важным.
Помимо этого, в храмах во время Рождественского поста по просьбам верующих могут совершаться панихиды – специальные заупокойные богослужения. Они могут проходить во все дни, кроме воскресных и двунадесятых и храмовых праздников – например, панихиды не будут совершаться 4 декабря, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но в любое время можно молиться за любимых ушедших людей самостоятельно, читая короткие заупокойные молитвы, канон об усопших или Псалтирь.
Можно ли венчаться в Рождественский пост?
Венчаться в Рождественский пост нельзя. Церковь не заключает браки во время многодневных постов, а также накануне постных дней и больших праздников, в том числе накануне воскресенья. То есть на Рождество или 11 дней сразу после него, во время Святок (праздничного периода до Крещенского сочельника), повенчаться тоже не получится.
Можно ли крестить детей во время Рождественского поста?
Крещение – одно из основных таинств православной церкви, при котором человек избавляется от грехов и рождается заново для духовной жизни. Крещение может совершаться в любой день Рождественского поста. Не существует никаких препятствий к тому, чтобы крестить ребенка или взрослого в этот период.
Но родителям и крестным придется соблюсти некоторые ограничения при праздновании этого события: нельзя шумно веселиться, употреблять алкоголь, есть мясные и жирные блюда. Таким образом, еда на столе должна быть постной, а само празднование – скромным.