Version: 0.1.0

Остров Чеджу: загадки и тайны обители "женщин моря"

На корейских "Мальдивах" женщин нельзя фотографировать без предупреждения.

Самый загруженный авиамаршрут мира пролегает не в огромном Китае, не в перенаселенной Индии и даже не в США, а над крошечной Южной Кореей, жители которой регулярно посещают остров Чеджу. Что их привлекает на уединенном клочке суши? Об этом рассказывает программа "Тайны Чапман" и ее ведущая Анна Чапман на РЕН ТВ.

Харыбаны на местных Мальдивах

По словам гида Антонины Гудиной, каждый день на Чеджу прилетает более 300 самолетов. Причем речь не о "кукурузниках", а о крупных лайнерах, принадлежащих множеству авиакомпаний.

Чеджу - или Чеджудо - это корейские "Мальдивы". Курортное место с огромными пляжами, чистым воздухом и свежими фруктами. Комиссия ЮНЕСКО даже внесла остров в список памятников Всемирного наследия.

"Чеджу является вулканом. Извержение произошло много лет назад. Получился остров, в основном, состоящий из лавы и базальта. Из базальта в Корее изготавливают самые разные атрибуты. Например, харыбаны", - рассказывает переводчик с корейского Мария Угнивенко.

Увидеть харыбаны - загадочные каменные фигуры - можно в любой точке острова. Никто не знает, когда они появились и кто их установил. Название можно перевести как "каменный дед". Современные харыбаны корейцы изготавливают самостоятельно.

"Они считаются оберегами и якобы спасают от злых духов. На острове Чеджу они стоят у каждого дома", - отмечает Мария Угнивенко.

Исторический матриархат

На первый взгляд, остров злыми духами совсем не кишит. А если таковые и появятся, то местные женщины с ними быстро разберутся. На Чеджу сложился уникальный семейный строй: в отличие от остальной Кореи, здесь всем правят представительницы прекрасного пола.

"Мужчины очень избалованы. Здесь их называют "диванными наклейками". В "материковой Корее" женщину с Чеджу заберут замуж с руками и с ногами", - отмечает Антонина Гудина.

Как же получилось, что именно на Чеджу сильный пол оказался совсем не сильным?

"В древности на острове не использовали лодок, много мужчин погибало в море. Женщинам ничего не оставалось, как становиться во главе кланов, зарабатывать и самим "тащить" семью", - делится гид.

Но годы прошли, а ситуация не изменилась. И коня на скаку, и в горящую избу, и даже на дно морское - все могут жительницы Чеджу.

"Женщины моря"

Местные пенсионерки зовутся хэне - "женщины моря". Они ныряют на глубину в поисках морской живности, которую потом продают. Делают это без аквалангов, хотя погружаться порой приходится на 10-15 метров. Средний возраст ныряльщиц, между прочим, давно перевалил пенсионный рубеж.

"Я начала нырять, когда мне было семь-восемь лет. В 13 лет я уже работала. Хорошие навыки люди отметили, когда мне исполнилось 15. Очень высокого уровня я достигла в 20 лет. Теперь навыки намного слабее из-за возраста, но я все равно планирую работать до 70 или 80 лет", - комментирует ныряльщица О Ки Кан.

Нелегкий промысел

Всего на острове Чеджу проживает около пяти тысяч хэне. Власти Южной Кореи настаивают, что уникальный промысел должна охранять ЮНЕСКО. Все дело в том, что сегодня девушки в профессию не идут, и она находится под угрозой исчезновения.

"Я неоднократно плавал там и однажды даже столкнулся с одной из этих дам. Физически тяжелая работа. Требует навыков и выносливости", - рассказывает востоковед Александр Воронцов.

Добывать морскую живность в XXI веке можно разными способами. Это же Южная Корея - страна, в которой роботов больше, чем в любой другой стране мира. Там даже за медузами, заполонившими море, охотятся плавучие "терминаторы". Неужели корейцы не придумают роботов, способных заменить ныряльщиц? Всего-то и нужно - опускаться на глубину и подниматься с уловом.

Сотни долларов в день

Возможно, настоящие хэне дороги Корее не только для рыбалки.

"У них есть понятие некой благодарности стихии. То есть женщина стоит с термосом и выливает содержимое на три стороны света. Так она благодарит духов за собранное на дне моря", - поясняет журналист Екатерина Рогозкина.

Одна женщина зарабатывает около 200-400 долларов в день. По местным меркам это весьма неплохо. К хэне особенное отношение в Южной Корее, а на Чеджу женщины буквально правят.

"Бабушки носятся на квадроциклах по всему острову, не соблюдая правил движения. Если ей надо поперек дороги, она будет ехать поперек дороги. Я всегда говорю туристам: прежде, чем сфотографировать ее, подойдите и спросите. Иначе она ударит вас каким-нибудь ротангом в лоб, и я не смогу ничего сделать. Хотя на самом деле они дружелюбные, просто туристы на них буквально кидаются", - делится Антонина Гудина.

В таком случае тем более непонятно, зачем женщинам нырять на много метров под воду в почтенном возрасте. Ведь дары духам они приносят не на глубине, а на поверхности. Значит, хэне важны для Южной Кореи совсем по другой причине - например, как носительницы древней, самобытной культуры.

Еще больше об удивительных явлениях нашего мира, тайнах общества и истории смотрите в новых выпусках программы "Тайны Чапман" с Анной Чапман!