Пассажиры поблагодарили за героизм экипаж обледеневшего самолета S7
Полина, Андрей и Екатерина – пассажиры того самого рейса 5220 Магадан – Новосибирск. Вместе летели на Международный форум "Мы вместе". Добирались с пересадкой, только случилась она не в Новосибирске, как планировалось, а в Иркутске. Через несколько минут после взлета началась сильнейшая болтанка. Порой казалось, что самолет упадет.
"Начало трясти, самолет кидало вправо-влево. Было видно по людям, что стало напряженнее, нам ничего не говорили. Был шум самолета от двигателя", – вспоминает пассажир рейса 5220 Полина Рыбалко.
"Я помню прекрасно момент, стюардесса объявляла про программу, дежурную фразу и осеклась, началось движение самолета, нехарактерное для турбулентности", – поделился пассажир рейса 5220 Андрей Никитин.
Что на самом деле происходило на борту самолета, можно понять из переговоров экипажа с диспетчерами. Сигнал бедствия летчики подали через несколько минут после взлета. Высота – 3 тысячи метров, лайнер неожиданно начинает резко снижаться до полутора тысяч. Вроде бы ситуацию удалось стабилизировать, снова набор высоты, но потом все по новой...
Диспетчер подсказывает пилотам минимальную безопасную высоту и о вершинах гор справа по курсу. Экипаж дважды пытается зайти на посадку, но безуспешно. Автопилот отключен, а приборы, как затем выяснится, дают неверные данные о скорости, крене и тангаже. Летчики ведут лайнер вручную. И этим, как позже станет понятно, спасли жизни 200 человек. Им удалось дотянуть до Иркутска.
"Он два раза у них сваливался. Они наращивали скорость, скорость падения была 80 м/с, это сумасшедшая скорость, это большие перегрузки чувствовали пассажиры. Ребята работали с первой секунды, они все понимали. Обледенение было не только крыльев, но всего корпуса", – объясняет заслуженный летчик РФ Вадим Базыкин.
За штурвалом находились опытные пилоты Михаил Кулагин и Олег Балабанов. По записям переговоров можно понять, как они волнуются, но продолжают удерживать аэробус. Пока идет проверка, рассказывать о своих действиях они отказываются.
Более разговорчива стюардесса Анастасия Дацюк. Она в красках описывает тот ад на борту, который, по ее словам, начался на седьмой минуте полета.
В авиакомпании не исключают, что всему виной могли стать нарушения в аэропорту Магадана при антиобледенительной обработке самолета – зимой это обязательная процедура перед вылетом. Есть даже версия, что вместо необходимой жидкости борт якобы облили обычной автомобильной омывайкой. Один из пассажиров снял этот процесс подготовки ко взлету.
Противообледенительная жидкость – это вода, смешанная с основным раствором глиголя. Именно он не дает самолету обледенеть при температуре до минус 60 градусов. Иначе лайнер покрывается слоем наледи, вес возрастает, а крылья теряют аэродинамический профиль. То есть не генерируют подъемную силу, а наоборот, тянут вниз. Не поможет даже максимальное увеличение тяги двигателей. А главное – не выпускаются закрылки и самолет становится неуправляемым.
"Мастерство тех, кто обливает самолет, – это тоже надо уметь не просто поливать как из душа, а поливать с сознанием дела, особое внимание уделив на крыло и стабилизатор", – рассказывает бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
В сибирском следственном комитете на транспорте уже начали проверку по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна. Предстоит взять пробы жидкости для экспертизы и установить компанию, которая занималась обработкой судна. Через портал госзакупок мы попытались это узнать, но почему-то не обнаружили аукциона на поставку жидкости за этот год. На сайте – три лота с 2018 по 2020 год, причем последний аукцион признан несостоявшимся.
Сами пассажиры благодарят экипаж за героизм. Около полутора часов самолет находился в болтанке прежде чем приземлиться в аэропорту Иркутска. Для 199 человек 2 декабря теперь точно стало вторым днем рождения.