Дельфиний спецназ: на что способны военные морские животные
Дельфины – дружелюбные и игривые существа. Но давно известно, что они обладают потрясающими интеллектуальными способностями. Не отстают и другие умные морские животные – киты и тюлени. Хозяев морей не раз пытались привлечь на военную службу в разных странах мира. Что из этого получилось? Могут ли дельфины владеть оружием? Способны ли они обезвредить диверсанта? Сегодня официальной информации о службе морских млекопитающих нет. Но кое-что об их возможностях известно экспертам. Об этом – в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Случайные съемки
Американский спецназ начал подготовку боевых дельфинов. В Сеть попало видео, сделанное туристами в Сан-Диего. На кадрах видно, как инструкторы дают команды морским животным. Опускают их в воду, а затем достают на палубу катамарана. Боевые дельфины служат в разных армиях мира. Как военные обучают морских животных и почему дельфинов считают лучшими саперами?
Неожиданная встреча в сочинском порту. К лодке с туристами подплыла белуха. Это полярный кит, который живет в арктических морях. Но как он оказался на юге страны? Небольшой загон с белухами появился в Сочи еще накануне Олимпиады. Появилась версия, что это особенные – боевые, или охранные киты.
«Военные обучают их для трех целей. Во-первых, для поиска и спасения, для дублирования задач военных аквалангистов. Во-вторых, для поиска мин. И в-третьих, для борьбы с диверсантами», – считает капитан 2-го ранга запаса Александр Козлов.
Идея Наполеона
По данным историков, еще Наполеон хотел призвать умных и миролюбивых животных на службу в армию. Французский император мечтал создать отряд наездников на дельфинах. Такой десант мог пересечь Ламанш и незаметно высадиться в Англии. Но дальше идеи дело не продвинулось. Через сто лет, в разгар Первой мировой войны американский физик Роберт Вуд предложил использовать дельфинов для поиска немецких подводных лодок.
«В природе они интересуются лодками. В природе они иногда заплывают даже на пляжи. Им это все очень интересно и любопытно. Это зверь с очень большой игровой мотивацией. А в океанариумах мы общаемся с ними жестами, потому что они слышат в ультразвуковом спектре. И проще нам показывать жестами», – рассказывает тренер морских млекопитающих «Москвариума» Таисия Питерова.
Первые попытки в России
Обучать морских животных военному делу первым в России начал Владимир Дуров – знаменитый дрессировщик работал с тюленями в подвале своего московского особняка, обустроил бассейн и изготовил макеты морских мин. К тюленям он прикрепил автоматические пневмоножницы. Ластоногие курсанты должны были перерезать трос, который удерживал учебный снаряд на глубине. Адмиралам идея показалась перспективной.
«Причем он отобрал группу животных, ему были даны определенные какие-то финансовые средства. И вот в Балаклавской бухте он в течение нескольких месяцев их готовил. Приезжали представители морского министерства, смотрели и остались довольны его работами», – рассказывает историк флота, капитан 1 ранга Владимир Шигин.
На память об этих событиях в архивах военно-морского флота осталась папка с заголовком: «О тюленях. Предложение господина Дурова использовать дрессированных животных для военно-морских целей». Но история закончилась трагически. Однажды утром дрессировщик пришел в лабораторию и увидел, что 20 боевых тюленей скончались. Их отравили цианидом. Возможно, это сделал помощник Дурова, завербованный немецкой разведкой. Времени и денег, чтобы повторить уникальный эксперимент, уже не было.
«Я добился поразительных результатов, но чьей-то злоумышленной рукой все тюлени были отравлены, что подтверждено медицинским вскрытием. Для новых расходов на приобретение новых тюленей, считая мой месячный оклад, необходимо 50 тысяч рублей», – сказано в докладной записке Владимира Дурова в морской генеральный штаб.
В СССР про идеи Дурова забыли на долгие годы. Хотя ходили слухи, что во время Великой Отечественной войны несколько немецких кораблей на подходах к Севастополю якобы потопили дельфины-камикадзе, обученные советскими дрессировщиками. Впрочем, документальных подтверждений этим рассказам нет.
Эксперименты США
В середине прошлого века подготовка боевых дельфинов началась в США. Первопроходцем стала самка белобочки по кличке Нотти. Эксперимент признали успешным. И в Пентагоне утвердили «Морскую биологическую программу ВМС». Животных обучали искать мины и торпеды, спасать своих боевых пловцов и мешать чужим.
«И уже в 60-х годах в военно-морских силах США были созданы центры по обучению как дельфинов, так и морских калифорнийских львов. Из многих видов животных именно эти два вида оказались наиболее приспособленными», – рассказывает военный моряк Александр Козлов.
Несколько дельфинов-афалин американские военные использовали во Вьетнаме. Животные охраняли военно-морскую базу в городе Камрань от диверсантов. У Вьетконга были сильные боевые пловцы. И только дельфины могли их обнаружить. По утверждению некоторых источников, американцы превратили афалин в смертельное оружие – установили им на голову длинную иглу-шприц с нервно-паралитическим ядом. Но военные США утверждают, что никогда не учили дельфинов убивать людей.
«Ну вроде бы как их учили, даже были попытки приставлять, прикреплять какое-то огнестрельное оружие. Поскольку существовали такие подводные пистолеты. Но это из области неподтвержденных слухов. Потому что ни одна армия, ни наша, ни американская, официально не подтвердила вот эти секретные функции», – объясняет Александр Козлов.
Изучение возможностей
В начале 60-х эксперименты с дельфинами начали проводить и советские военные. Эксперты хотели изучить парадокс Джеймса Грея. Этот британский исследователь опубликовал статью, которая вызвала ожесточенные споры среди ученых. Зоолог предположил, что дельфины развивают аномально высокую скорость за счет неизвестного науке механизма снижения сопротивления воды. Главкома ВМФ Сергея Горшкова убедили в необходимости исследовать секреты гидродинамики дельфинов, а полученные знания использовать для строительства кораблей и подводных лодок.
«В 1965 году главнокомандующий Военно-морским флотом Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков распорядился организовать военный дельфинарий. Поначалу дельфины интересовали нас, прежде всего, с точки зрения совершенства своего тела», – рассказывает историк флота, капитан 1-го ранга Владимир Шигин.
Но акцент быстро сместился на боевую подготовку дельфинов. В штате военного океанариума было 50 афалин. Также вспомнили и опыты Дурова – параллельно стали работать с тюленями. К экспериментам подключились крупные научно-исследовательские институты. Быстро выяснилось, что дельфины – лучшие подводные ищейки.
«У дельфинов хорошо развитое зрение, у них есть серповидный зрачок. На концах этого зрачка находятся точки наилучшего видения. Благодаря этому дельфины хорошо видят как под водой, так и над ней. Можно обратить внимание, когда дельфин присматривается к чему-то под водой, он чаще поворачивает голову на бок, используя заднюю точку, когда он смотрит на что-то над водой, он поворачивается к этому прямо, используя точки в передней части глаза», – объясняет тренер морских млекопитающих в «Москвариуме» Таисия Питерова.
К тому же природа наградила дельфинов мощным радаром. Во время охоты они испускают ультразвуковые волны. Так животные определяют, где находится и куда плывет косяк рыбы. Этот механизм прекрасно работает и при поиске подводных мин. По воспоминаниям сотрудников особого дельфинария, упражнение выглядело так: дельфин находил учебную мину. Затем нажимал на специальный рычаг, установленный на плывущем рядом катере. Потом на животное надевали специальный намордник. И с его помощью дельфин ставил метку возле мины. Благодаря эхолокатору такой подводный сапер справлялся с задачей быстрее, чем минные тральщики.
«У них есть воздушные мешки, в которых формируется звуковой пучок, который они пропускают через жировую подушку, находящуюся у них на лбу, она называется мелон. Там этот пучок фокусируется и направляется в сторону искомого объекта. И уже от скорости, с которой эта звуковая волна отражается, дельфины понимают, что это за объект, на каком расстоянии он находится, и иногда даже могут оценить какие-то его качества. Такие как форма, состав, плотность», – объясняет тренер морских млекопитающих в «Москвариуме» Таисия Питерова.
Диверсантами не интересуются
Что касается борьбы с подводными диверсантами, то здесь возникли сложности. Дельфин намного сильнее человека – одним ударом хвоста может сломать ему позвоночник. Но вот сделать из дружелюбного животного убийцу оказалась непросто. Для дельфинов даже разработали несколько экспериментальных образцов оружия: колющего и огнестрельного. Но млекопитающие отказывались их использовать. Тогда дрессировщики пошли на хитрость: тренировки по обезвреживанию диверсантов проводили в игровой форме.
«Грубо говоря, срывали ласты и выталкивали их на поверхность моря. То есть вроде как для дельфина это практически игра. Но в то же время всплывший диверсант будет, конечно, замечен», – рассказывает историк флота, капитан 1-го ранга Владимир Шигин.
После развала СССР уникальный военный дельфинарий практически прекратил свою работу. Но шесть лет назад вышла сенсационная новость: Министерство обороны России объявило конкурс на покупку пяти афалин! Требования к животным: возраст от трех до пяти лет и абсолютное здоровье. Место доставки – Севастополь. Военные не комментируют подробности своей работы с морскими животными. Как и в Советском Союзе, эти сведения засекречены.
О других невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным. Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.